Защита сотрудников полиции от преступных посягательств
Полицейский, честно выполняющий свой долг, должен быть уверен, что за его спиной стоит вся система правоохранительных органов.
Сотрудники и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности в органах внутренних дел относятся к группе социального риска. Они должны быть защищены от шантажа и угроз, причинения вреда жизни, здоровью и имуществу. Осуществление государственной защиты сотрудников органов внутренних дел — важнейшее направление деятельности службы собственной безопасности.
Острая необходимость в существовании соответствующего структурного подразделения появилась в середине 90-х годов прошлого века, когда криминальные сообщества и преступные группировки использовали любые возможности для решения своих проблем, вплоть до физического устранения сотрудников.
5 августа 1998 года функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких были возложены на подразделения Главного управления собственной без-опасности МВД России.
В его составе был сформирован отдел государственной защиты с одновременным созданием в каждом территориальном подразделении собственной безопасности групп, отделений, отделов, занимающихся защитой сотрудников органов внутренних дел в случае возникновения угроз, связанных с исполнением ими служебных обязанностей.
Острота и актуальность темы обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел в современном обществе заключается именно в том, что объектом посягательства являются представители власти. Риск, как физический, так и психологический, является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности сотрудника полиции. В этой связи проведение специальной работы по уменьшению этого риска до минимального предела чрезвычайно важно.
Любая система, и в частности система правоохранительных органов, эффективно работает только тогда, когда может сама себя защитить. Причем защитить таким образом, чтобы у преступников даже не возникало мысли пытаться решать вопросы путем силового воздействия на представителей власти.
Между тем формы воздействия со стороны криминальных структур отличаются разнообразием — от попыток различного рода компрометаций, психологического давления, в том числе в отношении близких родственников, до повреждения и уничтожения имущества, и в крайних случаях — причинения вреда здоровью и жизни.
Всё это влияет на психологическое состояние сотрудника, который должен знать, к кому следует обратиться в подобных случаях, кто может оказать ему квалифицированную помощь при решении этой непростой ситуации.
Основным документом, регламентирующим деятельность по организации госзащиты, является Федеральный Закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Отдельные вопросы регулируются нормативными правовыми актами МВД России.
В соответствии с действующим законодательством защищаемым лицам обеспечивается:
— применение мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также обеспечение сохранности их имущества;
— применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество;
— осуществление мер социальной защиты по реализации права на материальную компенсацию в случае гибели, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в связи со служебной деятельностью.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников и их близких, пресечения психологического давления, обеспечения сохранности принадлежащего им имущества применяются, с учетом конкретных обстоятельств, следующие меры безопасности.
Личная охрана, охрана жилища и имущества. Это одна из наиболее эффективных и часто применяемых мер безопасности. Ее достоинство состоит в том, что защищаемое лицо находится под непосредственной охраной со стороны сотрудников специализированных подразделений ОВД, владеющих необходимыми оперативно-боевыми навыками.
Что касается охраны жилища и имущества, то помимо пресечения попыток его возможного разрушения, уничтожения данная мера безопасности позволяет в случае оперативного реагирования на противоправные действия провести задержание с поличным угрозоносителей и иных лиц, действующих в сговоре с ними.
Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности. С учетом конкретной ситуации данная мера без-опасности может применяться в совокупности с личной охраной, охраной жилища и имущества. В случае невозможности обеспечить защищаемое лицо личной охраной, выдача оружия на постоянное ношение зачастую может в немалой степени гарантировать безопасность подзащитного, особенно если полицейский хорошо владеет табельным оружием.
Временное помещение в безопасное место. Весьма эффективная мера безопасности, позволяющая спрятать защищаемое лицо на необходимое для выявления и нейтрализации источников угроз время.
Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах. Закрытие информационных массивов, содержащих установочные и иные данные на защищаемое лицо, позволяет предотвратить получение этих сведений угрозоносителем и использование их в противоправных целях. Кроме того, оперативное отслеживание и фиксация фактов обращения за получением подобной закрытой информации дает возможность выявить лиц, от которых исходят угрозы, либо их связи.
Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы. Основанием для перевода на другую работу, изменения места работы или учебы служат угрозы настолько серьезного характера, что возникает необходимость спрятать защищаемое лицо в другом населенном пункте и там решать вопрос с его трудоустройством.
То же самое можно сказать и про такую меру без-опасности, как переселение на другое место жительства. Ее эффективность очевидна, при этом также должны наличествовать исключительные условия угрожающего характера, которые только и могут служить основанием для избрания данной меры безопасности.
Замена документов, изменение внешности. Что касается изменения внешности защищаемого лица, то это вынужденная и крайняя из практикуемых мер безопасности.
Так, например, в рамках реализации мер госзащиты возникла необходимость обеспечить безопасность сотрудника, по информации которого было предотвращено преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ — убийство. Преступники были осуждены, но стали вынашивать в качестве мести планы по физическому устранению сотрудника.
Для этого через преступные связи, находящиеся на свободе, предпринимались активные попытки установить адрес его проживания и другие данные. Ввиду реальности угрозы жизни сотрудника были проведены мероприятия по обеспечению конфиденциальности сведений о нем и замене документов с изменением анкетных данных. Однако в складывающейся ситуации этими мерами его полная безопасность не обеспечивалась.
По согласию с защищаемым, путем пластической операции он подвергся изменению внешности. Только после этого поставленная цель стала достижимой. При этом защищаемому сотруднику и членам его семьи, в том числе и детям, были полностью изменены биографии, изготовлены документы по измененным, легендированным анкетным данным.
Сотрудник был переведен на постоянное место жительство в другой регион и трудоустроен на новую работу.
В данном примере особую сложность составляло то, что необходимо было сохранить все социальные гарантии и льготы, имеющиеся у защищаемого и не ущемить его законные права.
Возникали также сложности и при замене документов ребенку, поскольку требовалось изменить не только его свидетельство о рождении, но и всю медицинскую и учебную документацию, решить вопрос о процедуре выплаты алиментов и т.д. Эти проблемы были успешно разрешены.
Все вышеперечисленные меры применяются, как правило, в комплексе, в зависимости от конкретно взятого случая.
Все расходы по затратным мероприятиям не могут быть возложены на защищаемое лицо, а финансируются из соответствующих бюджетов.
Еще раз подчеркну, что в соответствии с действующим законодательством наши подразделения обеспечивают государственную защиту не только сотрудникам органов внутренних дел, но и их близким, в том числе детям. Независимо от достижения возраста совершеннолетия, к ним применяется полный комплекс мер безопасности. Единственным отличием является согласование этих мер с родителями.
Все мероприятия осуществляются до полной ликвидации угрозы. Мы не можем оставить сотрудника «один на один» с опасностью, не обеспечив ему гарантированной защиты. В отдельных случаях мы вынуждены «вести» защищаемого на протяжении всей его жизни.
Безусловно, проблема личной безопасности сотрудников полиции наиболее актуальна в условиях той криминогенной обстановки, которая сложилась в республиках Северо-Кавказского региона.
Меры безопасности в отношении сотрудников органов внутренних дел в этом регионе применяются по общим правилам, установленным Законом, и не имеют каких-либо принципиальных отличий.
Сотрудникам необходимо помнить, что в условиях ведения боевых действий каждый из них обязан соблюдать элементарные правила личной безопасности. В экстремальных ситуациях он должен своевременно распознавать и правильно оценить реальную опасность, чтобы грамотно ее преодолеть. Для обучения этим профессиональным навыкам должны проводиться соответствующие инструктажи, на которых необходимо рассматривать алгоритмы действий в смоделированных ситуациях -как при отсутствии реальной угрозы, так и при возникновении таковой.
к содержанию ↑Гражданин задержан после нападения на сотрудника полиции во время исполнения служебных обязанностей в форменном обмундировании
Можно ли расценивать схватку гражданина с сотрудником полиции в форменном обмундировании при исполнении его служебных обязанностей как преступление по статье 318 часть 1?
/ Иннокентий , Москва2022-12-17Категория: Уголовное право
Ответы юристов (2)
- Сергеев Олег
- Казаков Валентин
Сергеев Олег Юрист,
Москва На сайте: 1944 дняОтветов: 2467 Рейтинг: 3.62
Действия гражданина, описанные в вопросе, могут быть квалифицированы как преступление по статье 318 часть 1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Применение насилия в отношении представителя власти». Если действия гражданина привели к причинению телесных повреждений сотруднику полиции, то они могут быть квалифицированы как более тяжкое преступление по статье 116 Уголовного кодекса Российской Федерации «Причинение тяжкого вреда здоровью». В конкретной ситуации необходимо изучение всех обстоятельств преступления для выбора правильной квалификации.
#959252 2022-12-17 20:43:33Сергеев Олег Юрист,
Москва На сайте: 1944 дняОтветов: 2467 Рейтинг: 3.62
Для ответа на данный вопрос может потребоваться изучение различных документов, таких как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и т.д.
Для начала необходимо выяснить, был ли данный инцидент зафиксирован в протоколе об административном правонарушении или же в уголовном деле. Есть ли свидетели, записи камер наблюдения или другие доказательства, которые могут помочь в расследовании данного вопроса.
Если это стало основанием для возбуждения уголовного дела, то необходимо выяснить, соответствует ли данное действие квалификации статьи 318 части 1 Уголовного Кодекса РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».
Для определения квалификации преступления будет проведена проверка тяжести повреждений, а также будет выясняться, был ли сотрудник полиции в момент инцидента в состоянии исполнять свои служебные обязанности.
Таким образом, для решения данного вопроса необходимо провести всестороннее расследование, определить квалификацию преступления и вынести соответствующее решение.
#1065255 2022-12-17 20:43:33Сергеев Олег Юрист,
Москва На сайте: 1944 дняОтветов: 2467 Рейтинг: 3.62
Для решения этого вопроса, необходимо обратиться к материалам произошедшего инцидента: отчётам сотрудников полиции, заявлениям свидетелей и самого гражданина, протоколам осмотра места происшествия. Также могут потребоваться документы, подтверждающие служебную принадлежность сотрудника полиции.
Далее будет проводиться юридическая экспертиза произошедшего, а именно — проверка действий гражданина на наличие признаков состава преступления, предусмотренного статьей 318 частью 1 УК РФ.
При этом будут учитываться все обстоятельства произошедшего инцидента, включая мотивы и психологическое состояние гражданина, его поведение до и после совершения действия, а также возможные нарушения со стороны сотрудников полиции.
В целом, для принятия окончательного решения по этому вопросу необходимо провести тщательное расследование всего происшедшего.
#1067791 2022-12-17 20:43:33Сергеев Олег Юрист,
Москва На сайте: 1944 дняОтветов: 2467 Рейтинг: 3.62
Статья 318 часть 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил поведения при взаимодействии с представителями власти» и статья 318 часть 2 «Нападение на представителя власти в связи с выполнением им своих служебных обязанностей» и статья 319 «Уголовная ответственность за нападение на представителя власти» могут быть применимы для решения этого вопроса.
#1169209 2022-12-17 20:43:33Сергеев Олег Юрист,
Москва На сайте: 1944 дняОтветов: 2467 Рейтинг: 3.62
Статья 318 часть 1 УК РФ «Нападение на представителя власти» применима в данном случае.
к содержанию ↑Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному и другому прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.
к содержанию ↑Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами; воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4).
2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
Следующая