Статья 30 НК РФ. Налоговые органы в Российской Федерации (действующая редакция)
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 29 Статья 30 Статья 31Ссылка на документURL документа [ скопировать ]HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ][url= ] [/url]BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
к содержанию ↑Комментарий к ст. 30 НК РФ
Комментируемая статья определяет правовое положение и функции налоговых органов в области налогов и сборов.
Указом Президента РФ от 21.11.1991 N 229 была образована Государственная налоговая служба РСФСР. Указом Президента РФ от 31.12.1991 N 340 были утверждены Положение о Государственной налоговой службе РФ, Положение о классных чинах, установлены гарантии правовой и социальной защиты ее работников, права, обязанности и ответственность Государственной налоговой службы РФ.
В декабре 1998 года ГНС РФ Указом Президента РФ от 23.12.1998 N 1635 преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
А в марте 2004 года МНС России получила современное название и стала Федеральной налоговой службой (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
На сегодняшний день основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является НК РФ.
Также действует специальный Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
На это указано в письме ФНС России от 03.08.2012 N СА-3-7/2759.
Как пояснено в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, в единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 30 НК РФ, необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Поэтому по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям и заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а действия, связанные с исполнением решения, осуществляет налоговый орган по новому месту учета.
В Постановлении от 21.06.2010 N КА-А41/6208-10 ФАС Московского округа пришел к выводу о том, что, поскольку налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, невыполнение одним органом возложенных на него обязанностей не может являться основанием для освобождения от выполнения соответствующей обязанности другим налоговым органом.
Например, налоговый орган по месту нахождения головного предприятия обязан сообщить о переплате суммы налога, перекрывающей недоимку по налогу филиала, налоговому органу по месту нахождения филиала.
При этом в НК РФ понятия «управление ФНС России по субъекту Российской Федерации» и «инспекция ФНС России» не используются.
Деятельность ФНС основана на Положении о Федеральной налоговой службе (ФНС), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Приказом Минфина России от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) и поставщиками, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня Управление осуществляет полномочия таких инспекций в установленной сфере деятельности.
к содержанию ↑Налоговая инспекция: функции, полномочия и роль в налоговой системе
Полное наименование:
Федеральная налоговая служба Краткое наименование:
ФНС ФНС РФ (аббревиатура от Федеральной налоговой службы Российской Федерации) входит в систему органов исполнительной власти с полномочиями по осуществлению надзора и контроля в сфере исполнения налогового законодательства РФ. Официальный сайт — https://www.nalog.gov.ru Адрес: 127381, г. Москва, ул.
Неглинная, 23 Телефон Единого контакт-центра: 8-800-222-2222 Вконтакте: https://vk.com/nalog__ru
к содержанию ↑Краткие сведения
Дата основания: | 19 марта 2004 года |
Подчинено: | Министерство финансов Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Министерство финансов Российской Федерации |
Предшественники: | Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству |
Ключевые документы: | Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» |
Глава и руководство
Егоров Даниил Вячеславович Руководитель Федеральной налоговой службы Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Руководство: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/ca_fns/
Функции ФНС
- за исполнением положений налогового законодательства РФ;
- за обоснованностью и полнотой начисления и исчисления обязательных налогов, сборов и страховых взносов;
- за полнотой и соблюдением сроков уплаты налогов, сборов и взносов;
- за адресной правильностью перечисления налогов и взносов в соответствующие бюджеты;
- за применением и эксплуатацией ККТ;
- за производством и оборотом изделий табачной промышленности.
Кроме того, на ФНС РФ, в пределах, определенных ее компетенцией, возложены функции контроля валютного оборота в стране.
С целью наиболее полного выполнения поставленных задач, Федеральной налоговой службе на законодательном уровне был делегирован обширный правовой инструментарий. Так, ФНС осуществляет;
- регистрацию юридических лиц и ИП;
- аккредитацию в РФ филиалов и подразделений юридических лиц – нерезидентов РФ (кроме банковских структур);
- представление интересов государства по делам о банкротстве;
- проведение плановых и внеплановых выездных проверок;
- рассмотрение жалоб юридических и физических лиц;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- ведение Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Структура ФНС
Федеральная налоговая служба Российской Федерации — это орган исполнительной власти, осуществляющий свои функции на основе иерархической системы. То есть свои полномочия ФНС осуществляет как самостоятельно, так и через территориальные органы.
В структуру ФНС входят:
- центральный аппарат ФНС, в состав которого входят структурные подразделения;
- УФНС по субъектам РФ, которые, в свою очередь, разветвляются на территориальные ИФНС.
Кроме того, в структуру ФНС входят также межрегиональные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
к содержанию ↑Общественный Совет
По инициативе Общественной палаты РФ, начиная с 2009 года, при ФНС РФ действует Общественный совет, в рамках которого представители различных отраслей науки обсуждают вопросы налогового администрирования и инициируют предложения в этой сфере.
Полезные материалы
- Как объяснить ФНС причины низкой налоговой нагрузки
- Полезные электронные сервисы ФНС
- Как вернуть переплату налогов из ФНС
- Расширение полномочий ФНС с 2022 года
ФНС: функции и полномочия
На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.
К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:
- противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
- обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
- сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
- расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
- совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
- сближение налогового и бухгалтерского учетов;
- развитие информационной открытости.