Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации

Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению.

Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации.

Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией.

Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.

Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Для президента медицинской организации — стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

к содержанию ↑

Чек–лист обязательных функций главного врача в коммерческой медицинской организации

Зачастую главный врач в коммерческой медицинской организации является самым лучшим врачом, у которого самая высокая запись пациентов, при этом не самым лучшим руководителем, т.е. организатором работы медицинского персонала, процесса оказания медицинской услуги и медицинской помощи.

Важно разграничить, что процесс оказания медицинской услуги и медицинская помощь – это разные процессы. Процесс оказания медицинской услуги – это так называемая « воронка» продажи медицинской услуги, в данный процесс входят процедуры по оказанию медицинской помощи, которые я рекомендую регламентировать как Корпоративные протоколы лечения.

Чтобы точно представить функционал главного врача в дополнение к должностной инструкции главного врача, которую я разработала с учетом процессного подхода (см. пакет документов главного врача) рекомендую воспользоваться чек-листом обязательного функционала главного врача.

Новости по теме:   Индивидуальный пенсионный коэффициент

Данный чек-лист также разработан с учетом процессного управления медицинской организацией, который рекомендован в международных и национальных стандартах группы ИСО 9001 и в национальном стандарте для медицинских центров и клиник – ГОСТ Р 53092-2008 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения»

к содержанию ↑

Чек–лист обязательных функций главного врача в коммерческом медицинском центре или клинике

Функция главного врача Документы, необходимые для выполнения функции
Процесс «Управление персоналом»: поиск, найм, адаптация, оценка и обучение персонала

-Чек-лист первичной оценки компетенций врача при найме;

— Должностная инструкция врача;

— Положение о трудовом распорядке медицинской организации

— Положение о корпоративной культуре медицинской организации;

— Положение об оценке компетенций врачебного персонала;

— план повышения квалификации всего медицинского персонала (повышение квалификации, продление сертификатов и т.д.)

( еженедельно): анализ выполнения планов продаж и показателей результативности.

— План продаж медицинских услуг по компании (План по выручке);

— Личный план продаж медицинских услуг ( для каждого врача);

— Протокол проведенного оперативного совещания;

— Положение о проведении оперативных совещаний по оценке результативности

— Положение об оплате труда врачебного персонала.

(План по выручке)- желательно вести в СRM

— Ежедневный отчет врача (желательно вести в СRM);

— Медицинские карты пациентов

— Предложения по внедрению новых и современных программ и методов лечения;

— Стандарт медицинской организации «Оказание медицинской услуги»

— Журнал учета инструктажа на рабочем месте;

Для повышения конверсии по повторным приемам, курсовому и комплексному лечению главный врач должен особое внимание уделить работе с врачами по анализу выполнения ими требований стандарта «Оказание медицинской услуги», Планов по выручке, назначению Планов лечения.

к содержанию ↑

Для этого главный главный врач еженедельно должен проводить с врачами оперативные совещания по анализу результативности с обязательным их протоколированием.

— Как проводить такое совещание?

— Как правильно составить протокол этого совещания?

— Как довести до каждого доктора решения оперативного совещания?

На все эти вопросы вы найдете ответы в

Положении о проведении оперативного совещания по анализу результативности работы врачей.

Стоимость «Положения» — 350 рублей.

Формы оплаты на счет Яндекс деньги или на карту Сбербанка.

Выберите удобную для вас форму оплаты и сделайте заявку, и мы пришлем вам реквизиты для оплаты.

Что делает из врача эффективного менеджера

Грамотные управленцы в здравоохранении востребованы всегда и в любой стране мира. Россия — не исключение, однако правильнее будет говорить не столько о количественной потребности, сколько о профессионализме руководителей сферы здравоохранения.

В нашей стране, как во многих других, исторически сформировалась практика, когда вновь назначаемые руководители в сфере здравоохранения разного уровня — специалисты с высшим медицинским образованием. И это правильно.

Более того, законодательно предусмотрено, что должность главного врача, например, требует высшего медицинского образования. Для руководителя системы регионального здравоохранения это не обязательное требование, однако большинство региональных министров здравоохранения в России имеют высшее медицинское образование, в основном по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» или «стоматология». Такие данные были получены в результате ежегодного исследования ЦНИИОИЗ Минздрава России «Портрет регионального министра».

В этом году в нем приняли участие 86 представителей исполнительных органов власти субъектов РФ.

Откровенно сказать, опытный врач и хороший управленец — это не синонимы. Более того, зачастую действительно выдающиеся врачи не стремятся к карьере руководителя, они этого просто не хотят, что абсолютно нормально.

В начале управленческого пути в статусе главного врача новоиспеченному руководителю необходимы профессиональные компетенции, выходящие за пределы его медицинской практики. На такой должности нужно разбираться в экономике здравоохранения, ориентироваться в правовом поле, владеть навыками управления персоналом медицинской организации, публичных выступлений. Необходимы эти умения и навыки и для последующего развития карьеры.

Если мы говорим о руководителе регионального здравоохранения, здесь, соответственно, и навыков должно быть больше, и опыта. Согласно исследованию, региональный министр здравоохранения, как правило, с более чем пятилетним опытом работы в должности главного врача и четырехлетним стажем работы в региональном минздраве. Треть участников исследования прошли путь от главного врача до министра здравоохранения, проработав в практической медицине от пяти до десяти лет.

Такой карьерный путь позволяет получить именно те компетенции в предметной области, что необходимы для эффективного управления отраслью. Кроме того, по сравнению с данными за прошлые годы растет число региональных министров, которые прошли обучение по специальности «организация здравоохранения»: в этом году таких уже 86 против 55% в 2021-м.

Значение имеет и способность управленца влиться в работу: на новом месте ему нужен как минимум год, чтобы со всеми познакомиться, проехать по районам, пообщаться с медицинскими работниками, своими глазами увидеть инфраструктуру. Только после того как новый министр вникнет в ситуацию, от него можно требовать результатов. Поэтому важно, чтобы люди работали на местах более длительное время.

По этому направлению заметна положительная динамика. За последние три года в системе управления региональной системой здравоохранения наблюдается сокращение темпов ротации кадров. Значительно уменьшилось число региональных министров, которые занимают должность менее одного года.

Сейчас таких руководителей всего 12, два года назад их было 43. Это говорит о том, что система управления здравоохранением в регионах становится более стабильной.

При этом необходимо учитывать, что регионы России значительно различаются, начиная от климата и заканчивая плотностью и уровнем жизни населения. В то же время перед организаторами здравоохранения во всех уголках страны стоят одинаковые цели и задачи. Те, кто справляется с ними успешнее, могут и должны делиться своими наработками с другими.

Для этого в сфере здравоохранения и среди управленцев необходимо выстраивать горизонтальное взаимодействие.

Ряд проектов ЦНИИОИЗ направлены как раз на развитие такого взаимодействия. Например, участники «Клуба министров здравоохранения», региональные руководители отрасли и их заместители, ежемесячно в очном или заочном формате в закрытом режиме разбирают наиболее актуальные для регионов вопросы. Это сообщество, в котором коллеги делятся не только своими проблемами, но и наработками.

Формат для управленцев в системе здравоохранения уникальный и не единственный. Программы «Школа главного врача» и «Школа руководителя МИАЦ», предлагаемые нашим институтом, сконцентрированы конкретно на отраслевых профессиональных компетенциях — инструментах стратегического планирования в сфере здравоохранения, основах процессного управления в медицинских организациях, управлении на основе данных, цифровой трансформации отрасли, менеджменте правовых рисков, экономике и финансировании медицинской организации. Мы также добавили в эти модули гибкие навыки: развитие деловой коммуникации, личностное развитие, управление персоналом и формирование корпоративной культуры.

Строго в очном формате под патронажем Минздрава России и с личным участием министра здравоохранения Михаила Мурашко проводятся мероприятия для вновь назначенных министров в рамках проекта «Школа молодого министра». Он помогает управленцам с небольшим стажем получить ответы на возникающие вопросы, чтобы те увереннее чувствовали себя на новом рабочем месте.

В 2021 году запущена «Кадровая платформа организаторов здравоохранения»: для сообщества более чем 2 тыс. человек, которые хотят развивать свои компетенции, организовано множество разнообразных образовательных активностей, обеспечено горизонтальное взаимодействие и создана целая экосистема для развития навыков эффективного управления в системе здравоохранения.

Важной частью межрегионального взаимодействия служит работа на деловых площадках. Например, на конгрессе «Национальное здравоохранение-2023» подводятся итоги работы, презентуются лучшие региональные практики, которые затем масштабируются в другие субъекты. Очные встречи участников отрасли на таких мероприятиях играют важную роль в выработке практических предложений и способствуют оперативному решению актуальных вопросов.

к содержанию ↑

Современный руководитель в медицине: качества и пути их развития

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Какие качества важны для руководителя медорганизации и как главврачу развивать свои hard и soft-skills? Об образовательной и профессиональной траектории развития управленцев в медицине рассказали в статье.

Кто же такой современный руководитель медицинской организации, какими качествами он должен обладать?

Новеллы и особенности лицензирования в системе здравоохранения сохранить документ >>

Работа специалиста стоит на стыке нескольких профессий — врач, опытный менеджер, управленец, и даже юрист.

Из статьи вы узнаете

  • Качества современного руководителя
  • Компетенции специалиста
  • Модель компетенций и образование руководителя
к содержанию ↑

Качества современного руководителя: тенденции 21 века

Можно сказать, что менеджер современной медицинской организации должен быть супергероем, исходя из всех определений и описаний вакансий, которые публикуются в этой сфере.

21 век диктует нам много новых тенденций, которым главврачей практически не учили ни в школе, ни в институте. Даже на постдипломных курсах обучения не так много посвящают этому внимания.

Какие же эти базовые навыки 21 века?

1. В первую очередь это критическое мышление — способность человека ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её источник достоверности этой информации, задавать вопросы, сравнивать с уже известными данным.

2. Социальный и эмоциональный интеллект — это умение распознавать и понимать различные проявления других людей, такие, как тон, настроение, эмоции, что может многократно повысить продуктивность общения главврача с коллегами, с людьми.

3. Хорошо развитые коммуникативные навыки — это гарант того, что человек будет в состоянии не только создавать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Многие коллеги в бизнес-сообществе говорят о том, что вообще в принципе коммуникативными навыками должен обладать каждый человек, это то, во что в первую очередь нужно вкладываться.

Бесплатные вебинары с баллами НМО для руководителей медорганизацийОплата труда по новым правилам: сверхурочные, соцвыплаты, оклады 11 сентября 2024Тренды экспертной деятельности в ОМС в 2024 и ожидания 2025 года 13 сентябр 2024

4. Креативность. Что является креативностью? Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности и генерировать новое, находить положительные стороны даже в самых сложных ситуациях, которые часто являются нестандартными, иногда кажутся безвыходными.

5. Безусловно, в современное время как цифровая грамотность, так и медиаграмотность, информационная грамотность является неотъемлемым навыком главврача.

Для медиков проще всего, наверное, отражать информационную грамотность, поскольку все они обучаются на базе доказательной медицины, читают много статей, журналов, знают, как приводится аргументация.

Но очень редко приходится сталкиваться в современном обучении с такими вещами, как медиаграмотность, когда важно понимать, как устроена работа СМИ, задумываться над тем, что мы слышим, читаем, смотрим, как распознавать эти медийные манипуляции, обучать этому коллег с тем, чтобы предотвращать какие-то избыточные обсуждения, вещания и т.д.

6. Что такое гибкость и готовность меняться, почему это так важно? Сегодня, как никогда,необходимо уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

Все участники ковида понимают о том, что вот именно этот был хороший тест, хорошая лакмусовая бумажка для определения того, насколько эффективно специалисты готовы меняться, насколько у них есть готовность, гибкость и пластичность мозга.

От экспертов журнала «Здравоохранение»:

Росздравнадзор назвал главные ошибки в лицензировании. Как использовать новое руководство, чтобы обезопасить клинику Вместе с экспертом Росздравнадзора и медицинскими юристами подобрали примеры под нарушения из нового руководства по лицензированию. Сформировали чек-лист для внутреннего аудита медорганизации.

Руководители из ведущих клиник поделились мерами профилактики нарушений по лицензионным требованиям, которые связаны с наибольшим риском.

Неочевидные нарушения в правилах аренды. Как взять на контроль ошибки, которые Росздравнадзор выделил в новом руководстве В статье — алгоритм, который поможет контролировать одно из наиболее рискованных лицензионных требований — аренду помещений. Росздравнадзор выделил его в новом руководстве

Приостановили работу клиники на 90 суток из-за недочетов в техобслуживании. Решения от коллег, чтобы снизить риски В статье — решения от коллег, как взять на контроль техобслуживание медоборудования в клинике. Приостановить работу за нарушение лицензионных требований могут даже в мораторий.

Образцы, чтобы снизить риски, прилагаются >>

к содержанию ↑

Модель компетенций и образование руководителя

Какая же модель компетенций из всего того, что было названо выше, должна быть присущей руководителю? Из чего должно строиться и как выстраиваться именно образовательный трек обучения?

Это стратегическое лидерство, видение и понимание людей, управление саморазвитием, эффективная работа в команде, вместе, безусловно, с лидерством, масштабность мышления, управленческая компетентность, управление проектами, и, разумеется, что является крайне важным для современного руководителя — это развитие людей, развитие команды.

Для того, чтобы определить, на каком уровне вы, как руководитель, находитесь в стадии управленческой готовности, в стадии собственного развития, существует ряд валидированных опросников.

Некоторые тесты оценки компетенций включают в себя 4 блока шкал: принятие решений, управление людьми, управление собой и нацеленность на результат.

Таким образом определяется возможность, как планирования, управления проектами, независимость в принятии решений, ответственности, возможности в рамках того, что касается управления людьми, управления отношениями, формирование культуры, создания нормального фона общения, нормального социума для роста и развития людей в команде, вопросы эмоционального интеллекта и управления влиянием.

Управление собой — это самоанализ, критичность в оценке результата, творческий, нестандартный подход, ориентация на результат, включая в себя ориентацию на результат, принятие внешней задачи, как собственной и интернальность, когда мы говорим о том, что все, что происходит вокруг, мы обладаем определённым вкладом в то, что случается, не перекладывая ответственность на условия.

По этим шкалам можно успешно определять и развивать необходимые, недостающие, слабые точки, точки роста, точки развития.

Поэтому целесообразно программы обучения создавать и подбирать с учетом возможности создания такой гибкой структуры с отсчётом базового статуса специалиста, гибкой структуры для подборки индивидуального трека развития.

Следующая
Юридические лицаПошаговая инструкция по регистрации ИП в налоговой в 2024 году

Добавить комментарий