Что означают диффузные нарушения биопотенциалов головного мозга
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва разобраться с тем, что такое “биопотенциалы” мозга. Клетки нашего мозга могут выдавать нервные импульсы с разной частотой и силой. Сами импульсы возникают за счёт того, что заряженные частицы переносятся с одной части мембраны нервных клеток на другую.
Таким образом возникает ток заряженных частиц (ионов). А это в свою очередь порождает разницу зарядов (на мембране нервной клетки), иначе называемую потенциалом действия.
Импульсы нужны клеткам, чтоб общаться друг с другом, передать информацию быстро. Иначе импульсы называют биопотенциалами клеток мозга. Когда мы условно суммируем биопотенциалы множества клеток, то получаем биопотенциалы уже целого мозга (или его частей).
Возникает целое электрическое поле.
Поскольку мозг – структура неоднородная как по форме, так и по своим функциям, то в разных областях электрического поля мозга могут возникать переменные разности потенциалов. Именно это и будет регистрироваться при электроэнцефалографическом исследовании.
Нервные клетки мозга не могут быть активны всё время (постоянно посылать импульсы). Они это делают с определённой периодичностью. С этим, например, связано и наше утомление, и невозможность быть 24 часа в сутки в состоянии высокой концентрации.
Обычно, чем чаще нервные клетки посылают импульсы, тем о состоянии более высокого интеллектуального напряжения можно говорить. На электроэнцефалограмме мы это увидим, как бета-волны не очень большой амплитуды. Частота колебаний этих волн 15-25 Гц.
Таким образом, мы можем сказать, что миллионы (а иногда и миллиарды) клеток в данный момент синхронно посылают, скажем, по 20 импульсов в секунду.
На электроэнцефалографии можно обнаружить альфа, бета, тета и дельта ритмы и др. Они обладают собственной частотой и амплитудой. Когда человек спит, то на его электроэнцефалограмме можно наблюдать дельты-волны.
У них частота ниже (1-4 Гц), но амплитуда выше, чем, например, у бета-волн (условно связанных с концентрацией). Это будет означать, что миллионы нервных клеток посылают нервный импульс один-два раза в секунду. Для мозга это очень спокойный режим.
Поэтому он как бы отдыхает, даёт возможность клеткам восстановиться. (Хотя, справедливости ради, и во сне мозг работает весьма активно).
Важно понимать, что разные ритмы могут наблюдаться в разных областях мозга. Скажем, альфа-ритм (спокойное бодрствование) обычно появляется в затылочных областях. А вот бета-ритм (чаще связанный с концентрацией внимания или иногда беспокойством) регистрируется обычно в лобных долях мозга.
Это не значит, что эти ритмы нельзя зарегистрировать в других участках мозга, но обычно они лучше всего выражены в указанных местах.
Это очень важное пояснение. Поскольку в экспериментах установлено, что для того, чтобы удалённые области мозга могли обмениваться информацией с другими, им необходимо синхронизировать свои ритмы.
И вот здесь и может возникать основная загвоздка. Дело в том, что в норме, скажем, в лобных долях у человека должен преобладать бета-ритм, но в него внезапно начинается вкрапляться (проникать) тета-ритм. Происходит как бы разобщение стройной ритмики.
В физике взаимное проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого называют диффузией. Название феномену диффузных изменений биопотенциалов мозга было придумано по аналогии. Вместо перемещения молекул мы имеем картину, когда один ритм мозга проникает в другой и нарушает его.
Вообще, диффузные изменения биопотенциалов головного мозга – это собирательный термин. Он характеризует самые различные количественные и качественные нарушения активности больших мозга. Например, в каких-то случаях может наблюдаться снижение амплитуды (величины волн) ритма только в одной области мозга.
Например, наличие на ЭЭГ диффузных бета-волн с амплитудой не выше 50-60 мкВ может говорить о сотрясении мозга. А когда бета волны имеют слишком высокую амплитуду, низкую частоту, да ещё в них проникают более низкочастотные тета-полны, то это может свидетельствовать о задержке психомоторного развития ребёнка.
А бывает такое, что сразу во многих областях ритмы не совсем правильно организованы. Всё это будет входить в собирательный термин диффузные нарушения биопотенциалов мозга (= диффузные нарушения биоэлектрической активности мозга).
В некоторых случаях диффузные нарушения могут свидетельствовать о проблемах с мозговым кровообращение.
Как правило, при постановке диагноза, врач внимательно анализирует в какой области мозга и какие ритмы имеют нарушения, есть ли там очаги эпилептиформной активности и т.д.
!Но нередко диффузные изменения биопотенциалов мозга являются вариантом НОРМЫ, при условии что не обнаружены очаги эпилепсии и другие серьёзные нарушения. Бывает такое, что ритмы могут незначительно как бы “шалить”, но серьёзным образом на работу мозга это не сказывается. Это довольно частая картина.
Такое может возникать при приёме психостимуляторов, например, кофеина. В некоторых случаях как вариант условной НОРМЫ* диффузные изменения могут быть особенностью именно вашей нервной системы. Нельзя сказать, что это абсолютная норма.
Это может свидетельствовать о том, что в процессе развития мозга некоторые структуры развивались с запозданием. Также это может свидетельствовать о дисбалансе биохимических молекул – нейромедиаторов, помогающих проводить нервные импульсы. Такое может возникать на фоне депрессии.
В таком случае врач может назначить дополнительные исследования. И если не будут обнаружены другие серьёзные патологии, то человеку обычно назначат симптоматическое лечение.
Поэтому бить панику не стоит. Это может быть временным состоянием. В некоторых случаях просто нужно сделать повторное ЭЭГ исследование.
Возможно повторная ЭЭГ уже не будет содержать признаков диффузных изменений биопотенциалов. Если же врач попросит выполнить дополнительные исследования мозга (МРТ, КТ, УЗИ-сосудов шеи и мозга), то лучше не отказываться. Это может помочь уточнить диагноз, либо же, наоборот, исключить его.
*Такую НОРМУ называют УСЛОВНОЙ поскольку в некоторых случаях наука не совсем понимает природу подобных явлений. Считается, что диффузные изменения биопотенциалов мозга, например, могут быть свидетельством СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Но на сегодняшний день данное нарушение не поддаётся лечению.
Поэтому таких детей или взрослых просто наблюдают и помогают им уменьшить выраженность признаков. Также описаны некоторые варианты диффузных изменений биопотенциалов, которые могут выявляться у людей с неуравновешенным психоэмоциональным, легко возбудимым типом нервной системы.
к содержанию ↑Профилактика лёгкой дисфункции головного мозга
Исследования показали, что на созревание мозговой деятельности может влиять специфическая стимуляция во время беременности. Это так называемое воздействие, при котором нервные клетки (нейроны) будущего плода активируются точной звуковой стимуляцией, что вызывает усиление активности мозга. Дети, получившие такое стимулирование, рождаются с более высокой массой тела при рождении и начинают говорить и ходить раньше своих сверстников.
к содержанию ↑Признаки и проявления легкой дисфункции головного мозга
В начале следует добавить, что легкая церебральная дисфункция не является заболеванием с единственной причиной и симптомом. Это заболевание, которое включает в себя множество симптомов, имеющих общее происхождение, в ослаблении функций центральной нервной системы (будьте осторожны, это не серьезные неврологические расстройства). По сути, мы можем сказать, что столько психических функций, сколько мы можем найти, так много их дисфункций можно определить.
При легкой церебральной дисфункции сниженное количество мозговой ткани (т. е. серого и белого вещества) наблюдается во фронтальных областях мозга.
С нейроанатомической точки зрения легкая церебральная дисфункция имеет отличия от нормального расположения нервных связей. В этом случае через мозг проходит меньше крови, чем обычно, и поэтому нейроны (нервные клетки) недостаточно снабжаются кислородом, что в дальнейшем вызывает изменения в электрической активности мозга.
Эти вышеупомянутые симптомы затем вызывают общую неспособность пациента поддерживать внимание, бдительность и концентрацию и ухудшают память и процесс обучения, вызывают нарушения двигательной активности, гиперактивность, дефекты развития речи и т. д.
Как мы уже знаем, легкая церебральная дисфункция имеет множество форм, которые мы можем разделить в зависимости от их симптомов на множество категорий, которые определяются индивидуальными диагнозами Международной классификации болезней.
к содержанию ↑Дефицит внимания
Дефицит внимания может быть первым значительным симптомом. Эта неспособность к длительной концентрации внимания может проявляться в школе, на работе и во всех социальных ситуациях. Люди, испытывающие этот симптом, часто делают ошибки по невнимательности, и их работа часто бывает бездумной, неорганизованной и в целом хаотичной.
Другой симптом представлен расстройствами поведения, которые характеризуются значительной импульсивностью и гиперактивностью. Импульсивность — это, по сути, нетерпение.
Импульсивные люди не могут ждать своей очереди, начинают прыгать и кричать на них, тянуться к предметам, которых они не должны касаться, иногда крадут различные предметы из рук других людей, бросаются в рискованные и опасные ситуации, не учитывая их последствия и т. д.
Эта импульсивность может стать причиной различных несчастных случаев и травм. Однако гиперактивность проявляется в постоянном возбуждении. Мы можем наблюдать это, например, у детей, которые ерзают на стуле, не могут долго усидеть на месте, бегают и т.
д. Этих людей, кажется, постоянно раздражают все виды деятельности и бесконечные разговоры.
Мы продолжаем отмечать ряд симптомов конкретных нарушений обучаемости. Это означает, что у ребенка проблемы с определенным предметом или группой предметов (например, плавает по математике, но, наоборот, преуспевает в гуманитарных предметах). Слово «специфический» относится к тому факту, что интеллект не несет ответственности за проблемы в процессе обучения.
Эти нарушения являются причиной отставания в школе даже детей со средним и даже выше среднего интеллекта.
Дальнейшее нарушение функции мозга также может вызвать дефекты развития речи. Однако имейте в виду, что легкая церебральная дисфункция не может нести ответственность за все дефекты речи. Дети с этим расстройством начинают произносить первые слова немного позже сверстников (примерно через полгода жизни).
Очевидные симптомы включают заикание, неуверенность перед каждым словом, поиск слов, нарушения артикуляции (произношения) и т. д. Эти проявления, вероятно, вызваны низкой активностью в речевом центре.
В список могут входить расстройства и двигательные нарушения, которые могут быть связаны с нарушением интеллекта.
Индивидуальные диагнозы могут совпадать, что позволяет предположить, что у тех, кто страдает одной дисфункцией мозга, вероятно, будут другие дисфункции. Также возможно, что такое нарушение функции ЦНС влияет не только на высшие умственные способности, но также на чувства и настроение, что может вызывать беспокойство и депрессию у пациентов.
к содержанию ↑Неврологическая дезорганизация
Одним из главных камней преткновения для детей с повреждённым мозгом и их семей является установка врачей на плохой прогноз.
Многие врачи не в состоянии даже связать двигательные нарушения с повреждением мозга.
Огромное количество исследований подтверждают что мозговая ткань, получившая повреждения может выжить и функционировать. Повреждённые нейроны можно восстановить.
Механизмы компенсации широко распространены в незрелом мозге новорожденного и ребенка, так как у него не задействованы большие части коры головного мозга и подкорковых структур.
Например Хубель и Визель в эксперименте с котятами,у которых один глаз был ослеплён, в результате постоянной зрительной стимуляции показали, что здоровый глаз может посылать сигнал в 90% зрительной коры.
После того как корковое развитие заканчивается (около 6 лет), процесс восстановления зависит от пластичности мозга.
Нейропластичность определяется как способность нейронных цепей производить адаптивные изменения как на структурном, так и на функциональном уровне. Начиная от молекулярных, симпатических и клеточных изменений до более глобальных изменений в нейронной сети.
Нейропластичность возникает после травмы и состоит из трёх фаз.
- Сразу после травмы происходит гибель клеток вместе с уменьшением кормовых тормозных путей в течении 1-2 дней.
- В конце работа корковых путей переходит от торможения к возбуждению, что способствует размножению нейронов. Эти клетки задействуются чтобы заменить подаренные клетки.
- Через несколько недель после травмы, начинается прорастание аксонов, что позволяет тканям мозга восстанавливаться.
Время для нейропластичности ограничено. При инсульте реабилитация должна начинаться мгновенно. Чем дольше оттягивать реабилитацию тем хуже результат.
Классификация повреждений мозга
Типы
- Жидкостный. Нарушение тока ликвора внутри оболочек мозга.
- Костные. Любые изменения в структуре черепа свободе движения костей.
- Мягкотканный. Любые изменения в структуре или функции мозговых оболочек, нервных путей и фасций ( нейровоспаление ).
Этиология
- Первичное. Обычно травматичное и часто внезапное воздействие фактора окружения.
- Вторичное. Обычно незамеченное может быть компенсаторным к структуре изменения в черепе или позвоночнике.
Периоды жизни
- Перинатальный или внутриутробный. Обычно незамеченное, первичное поражение костей.
- Натальный.
- Родовая травма .
- Постнатальный.
Любые травмы, вирусы, инфекции
- Первичное поражение в следствии прямой травмы, компенсация любой кости, фиксация таза и любого симфиза.
- Повреждение в виде скручивания. Такие повреждения, вероятнее производят из тазовой области и вызывают адаптацию в твердой мозговой оболочке черепа. Все эти поражения если они присутствуют длительное время вызывают адаптацию в механизме проходки.
- Костные повреждения возникают при различных травмах или нарушении прикуса.
- Внутрикостные повреждения они вызывают нарушения формы костей таза внутри самой костной ткани.
При черепно мозговых травмах правильное сосание груди исправляет последствия черепно мозговых травм.
Симптомы черепно мозговых травм.
- Рвота;
- Гипертонус;
- Беспокойство;
- Чрезмерная зевота;
- Нарушение дыхания;
- Поведенческие аномалии;
- Трудности с обучением;
- Сбои в стоматологической системе.
При нарушении стоматологической системы можно наблюдать такие сбои.
- Нарушение прикуса;
- Нарушение проходки;
- Аллергии;
- Токсичность;
- Инфекции;
- Эмоциональный стресс;
- Воздействие примитивных рефлексов на неврологическое развитие.
Существуют три основные системы академического обучения
Приём информации по сенсорным каналам.
- Слух;
- Зрение;
- Тактильные ощущения.
Обработка сенсорной информации в головном мозге.
- Разнообразие доступных ребёнку вариантов самовыражения;
- Двигательные функции;
- Примитивные рефлексы являются автоматически стереотипными движениями, которые управляются из ствола мозга и выполняются без участия коры головного мозга.
Они необходимы для выживания в первые несколько недель жизни и обеспечивают основу для более продвинутых, произвольных навыков.
Однако если примитивные рефлексы остаются активными после первого года жизни, то они считаются не интегрированными.
Сохраненные примитивные рефлексы неизменно приводят к незрелым моделям поведения.
В зависимости от того, какие рефлексы продолжают быть активными, ребёнок будет проявлять ненормальное грубое или тонкое управление мышцами, сенсорные восприятия и выражение.
к содержанию ↑Причины и последствия изменений биоэлектрической активности головного мозга
Благодаря инструментальным методам диагностики удается распознать сбои в передачи импульсов. Изменения биоэлектрической активности головного мозга указывают на возможные патологические нарушения.
Что такое дезорганизация биоэлектрической активности мозга
Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга часто сопровождают травмы, сотрясения головного мозга. Проходимость импульсов при надлежащем лечении восстанавливается спустя несколько месяцев или даже лет.
Существует несколько причин отклонений. Клинические проявления влияют на жизнь человека, появляется ощущение дискомфорта, усталости, наблюдаются резкие перепады настроения.
Причина нарушений БЭА мозга
Признаки дезорганизации БЭА мозга
Десинхронизация биоэлектрической активности моментально отражается на самочувствии пациента, дискомфорте. Начальные признаки нарушений проявляются уже на начальных стадиях.
- Головные боли.
- Резкие скачки артериального давления.
- Головокружения.
Значительно выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга, наблюдаемые с помощью инструментальных методов диагностики, являются предупреждением о начале эпилептических припадков.
Чем опасны для здоровья изменения БЭА
Своевременно выявленная умеренно выраженная дезорганизация БЭА не является критичной для здоровья организма человека. Достаточно вовремя обратить внимание на отклонения и назначить восстанавливающую терапию.
Отставание биоэлектрической зрелости головного мозга часто встречается у детей, нарушения проводимости диагностируются и у взрослых. Опасными являются оставленные без должного влияния изменения.
Глобальные изменения БЭА приводят к необратимым последствиям. Хроническая импульсная проводимость, в зависимости от локализации процесса, проявляется в нарушениях моторики, психоэмоциональных расстройствах, отсталости развития у детей.
Одной из серьезных опасностей раннего созревания БЭА является развитие эпилептического и судорожного синдрома.
к содержанию ↑Диагностика отклонений
Дезорганизацию биоэлектрической активности головного мозга можно выявить с помощью нескольких методов.
Одним из самых информативных способов получения информации является проведение электроэнцефалограммы. ЭЭГ диффузных изменений указывает на наличие увеличившихся, или наоборот, снизившихся всплесков электрической активности.
Что такое диффузные изменения БЭА головного мозга
Грубые диффузные изменения являются следствием образования рубцов, некротических преобразований, отечности и воспалительных процессов. Нарушение проводимости является неоднородным. Функциональная неустойчивость БЭА в данном случае обязательно сопровождается патологическими нарушениями гипофиза или гипоталамуса.
Диффузные нарушения опасны своими осложнениями. На запущенной стадии заболевание сопровождается отеком тканей и нарушением метаболизма. Ирритативный характер изменений может быть вызван доброкачественной или злокачественной опухолью.
Без соответствующего лечения наблюдается резкое ухудшение самочувствия и нарушение основных функций мозговой активности.
Следующая