Ответственность должностного лица за нарушение сроков в КоАП: какую статью использовать
Административная ответственность должностных лиц – действия, за которые она назначается, порядок и сроки привлечения. Понятие должностного лица, кто им считается. Виды наказаний и прочие особенности привлечения руководителей разных уровней и органов местного самоуправления.
- кто является должностным лицом?;
- административная ответственность в соответствии с законом;
- порядок и сроки привлечения;
- нюансы привлечения к ответственности;
В законодательстве разделяются категории лиц, привлекаемых к административной ответственности по различным нарушениям. В связи с этим наказания для юридического лица (организации) и должностного лица (конкретного человека) обычно различаются. Для предприятий и учреждений штрафы выше.
Однако для руководителей и прочих ответственных сотрудников существуют иные меры наказания, например, отстранение от должности.
к содержанию ↑Кого можно считать должностным лицом
Должностное лицо – это сотрудник, находящийся на руководящем посту. В соответствии со ст. 2.4 КоАП он может на временном или постоянном основании наделяться властными и распорядительными функциями.
Такие работники занимаются в организации решением вопросов, связанных с:
- хозяйственной частью;
- финансами;
- экономическими нюансами;
- организационными моментами;
- административными проблемами.
помогут снизить размер административного штрафа, восстановить срок на оплату штрафа со скидкой и приобщить к делу доказательства о возмещении ущерба
В УК РФ тоже упоминаются должностные лица, но здесь охватывается значительно меньший процент руководящих кадров. По Уголовному кодексу в эту категорию входят лишь те, кто руководит государственными и муниципальными учреждениями, силовыми структурами и воинскими частями. Преступлениям этих лиц посвящена глава 30 УК.
- Как получить предупреждение вместо штрафа
- Малозначительность правонарушения как основание для освобождения от административной ответственности
Прочие руководители тоже могут привлекаться к уголовной ответственности. Для этого им достаточно допустить какие-то нарушения, прописанные в Уголовном кодексе. Однако чаще всего речь идет именно об административной ответственности должностных лиц.
К ней относятся штрафы и другие санкции.
Суммирование положений во всех ключевых законодательных актах позволяет составить список лиц, которые несут дополнительную ответственность с учетом своего должностного положения. Сюда относятся следующие граждане:
- руководящие различными организациями на государственном и муниципальном уровне;
- руководящие силовыми ведомствами, отдельными структурами и подразделениями;
- руководящие военными частями;
- управляющие коммерческими и гражданскими предприятиями;
- не занимающие высокие руководящие посты, но работающие на ключевых должностях, и имеющие отдельные административные, распорядительные или хозяйственные функции. К примеру, сюда можно отнести начальника цеха на заводе;
- занимающиеся предпринимательской деятельностью. В том числе, к этой категории относятся бизнесмены, которые не зарегистрировались как юридическое лицо. Административная ответственность на должностных лиц в таком случае накладывается в соответствии со ст. 16.1 КоАП.
Практика признания предпринимателей юрлицами даже в случае отсутствия у них необходимой регистрации вызывает недовольство представителей бизнеса. Однако государство от нее отказываться не собирается. Более того, эта позиция получит дальнейшее развитие.
Например, в ст. 7.34 КоАП есть прямое указание на то, что предприниматели, нарушившие нормы переоформления прав на пользование земельными участками привлекаются к ответственности именно как юрлица.
Административная ответственность по закону
В Кодексе об административных правонарушениях содержится около 450 статей. Административная ответственность должностных лиц упоминается в 75 процентах из них. Таким образом, КоАП можно считать документом, посвященным, в первую очередь, нарушениям, которые совершают руководители на разных уровнях.
Правонарушения руководящих лиц в большинстве случаев связаны с административной, предпринимательской или хозяйственной работой различных субъектов. Перечислим области, в которых наиболее часто фиксируются действия должностных лиц, идущие в разрез с положениями КоАП.
1. Посягательства на права сотрудников или людей, которые зависят от их работы (глава 5 КоАП).
2. Нарушения, касающиеся собственности частных лиц и государства (глава 7 КоАП).
3. Нарушение правил обращения с природными ресурсами и грубое попрание принципов охраны окружающей среды (глава 8 КоАП).
4. Нарушения правил работы промышленных предприятий, ведения строительной деятельности и энергетического пользования (глава 9 КоАП).
5. Нарушение правил работы сельскохозяйственных предприятий и организаций, занимающихся ветеринарией. Существенное внимание уделяется тому, как осуществляется и контролируется мелиорация земель.
Указанный в этом пункте комплекс нарушений и вытекающая из них административная ответственность должностных лиц рассматриваются в главе 10 КоАП.
6. Нарушения, происходящие в области информационных технологий и связи (глава 13 КоАП).
7. Нарушения правил, касающихся предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП).
8. Налоговые и финансовые нарушения, а также нарушения правил оборота ценных бумаг. Эти проступки наказываются достаточно строго, так как они обычно ведут к прямому ущербу для федерального бюджета.
Например, сюда относится уклонение от уплаты необходимых взносов при начислении заработной платы сотрудников. Лишение государства этих необходимых средств ведет к падению качества социального обеспечения населения. Какие именно виды административной ответственности должностных лиц предусматриваются в данном случае, можно посмотреть в главе 15 КоАП.
9. Большое распространение в нашей стране получили нарушения, связанные с работой таможенных органов. Это можно объяснить хотя бы огромной протяженностью государственной границы России и большим количеством граничащих с нами стран.
Все, что касается административной ответственности должностных лиц, связанных с таможенной службой, прописано в главе 16 КоАП.
10. Нарушения, касающиеся порядка управления (глава 19 КоАП).
11. Нарушения в области воинского учета (глава 21 КоАП).
Нужно отметить, что привлечение к ответственности физических лиц или организаций, нарушивших действующие правила, не позволяет виновным руководителям избежать положенного наказания.
Ознакомиться с содержанием упомянутых глав можно в приложенном документе.
к содержанию ↑Порядок и сроки привлечения
Нарушение КоАП должны обнаружить контролирующие органы с последующим отражением его в протоколе. Например, фиксацией правонарушений в своей сфере занимаются трудовые инспекторы. После составления протокола проводится расследование.
По его итогам определяются пределы возможного наказания.
Протокол передается в проверяющий орган с приложенными к нему документами, которые подтверждают или опровергают факт нарушения. Дальнейшее рассмотрение может проходить:
- в прокуратуре;
- в суде;
- в трудовой инспекции;
- на специально собранной комиссии;
- в других органах и у должностных лиц.
Дело рассматривается обычно в присутствии самого нарушителя или его представителя. Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо может приглашать адвоката для квалифицированной защиты. Кроме этого, в процесс могут вовлекаться эксперты в различных областях, потерпевшие и свидетели.
При признании лица виновным ему выносится наказание в соответствии с законом относительно конкретного нарушения. Общий срок давности по административным правонарушениям составляет два месяца. Для серьезных проступков он может быть больше.
В таких случаях назначение наказания происходит после того, как нарушение было обнаружено и документально зафиксировано. Именно так можно привлечь к ответственности бывшее руководящее лицо, совершившее в прошлом серьезный проступок.
Следующая