Авиадиспетчеры сообщили Путину о финансовом кризисе в отрасли
Авиадиспетчеры из разных регионов России через свой профсоюз обратились к президенту — в письме они докладывают, что больше не могут справляться с колоссальными убытками и оттоком кадров из отрасли. Система аэронавигации страны — под угрозой, и это скажется на безопасности полётов.
Сюжет
Юлия Сунцова
Авиадиспетчеры со всей страны через свой профсоюз обратились к Владимиру Путину — они требуют помочь их единому управляющему предприятию — ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (Госкорпорация по ОрВД) справиться с огромными убытками и кадровым голодом.
Финансовый кризис на стратегическом предприятии уже повлек ощутимое падение зарплат и отток персонала.
В течение 2022 года предприятие потеряло 12% работников. Ушли более 2000 специалистов основных профессий — авиадиспетчеры и инженерно-технический персонал радиолокации, радионавигации и связи. Восполнить потери трудовых ресурсов в течение 2023–2024 годов не удалось и в ближайшей перспективе не удастся, — отмечает профсоюз.
На Дальнем Востоке и на территориях с низкой интенсивностью полётов диспетчеров и вовсе уже пытаются заменить программным обеспечением.
Всё это очень скоро отразится на безопасности полётов, не сомневаются авиадиспетчеры.
Президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев в адресованном президенту письме отмечает, что подведомственное предприятие «Росавиации» — ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» из-за отсутствия финансовых резервов больше не может поддерживать достойную зарплату сотрудникам и социальный пакет.
к содержанию ↑Нецелевые расходы
По указанию «Росавиации» десятки миллиардов рублей вот уже пять лет тратятся на непрофильные инвестиционные проекты — такие как строительство взлётно-посадочных полос и установка многопозиционных систем наблюдения (МПСН), эффективность которых под большим вопросом, особенно по части обеспечения безопасности воздушного движения.
Например, «Госкорпорация ОрВД» выделяла из своих резервов 8 млрд рублей на строительство 3-й взлетно-посадочной полосы в Шереметьево. Эти траты обещали компенсировать, но деньги пока так и не вернулись.
Также компания несет многомиллиардные убытки из-за обнуления тарифов за аэронавигационное обслуживание коммерческих авиакомпаний, которые летают на Дальний Восток — и, получается, фактически субсидирует частные авиакомпании, которые итак показывают значительную рентабельность.
Непрофильные расходы больно бьют по «Госкорпорации по ОрВД» еще с пандемии COVID-19, и с тех пор экономическое положение предприятие только ухудшается. В последние два года фактически приговором стали санкции и последовавшее резкое сокращение международных перевозок.
Во ФПАД отмечают, что «Госкорпорация ОрВД», как и все субъекты экономики, платит налоги в бюджеты различных уровней и отчисления — во внебюджетные фонды, но помимо этого обязана отдавать в федеральный бюджет 50% своей прибыли.
И если в первые годы кризиса предприятие с учетом накоплений еще могло помогать авиаотрасли не в ущерб себе, то сегодня такие «пожертвования» уже подводят компанию к грани убыточности, отмечают в профсоюзе.
В 2023 году государство поддержало ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 5 миллиардами рублей (3 миллиарда из которых должно быть возвращено), а в 2025 году помощи из федерального бюджета вообще не планируется.
— Если рассуждать глобально, то «ГК по ОрВД» всегда была очень прибыльной организацией и действительно брала на себя роль помощника для всей отрасли, пока не пришёл кризис в 2020 году, продолжающийся до сих пор. Основная проблема в том, что большую часть выручки всегда генерировали иностранные авиакомпании, использующие воздушное пространство России, — поясняют авиадиспетчеры.
Сейчас же доля иностранных компаний существенно снизилась, но интенсивность воздушного движения не сильно отличается от той, которая была в 2019 году. За счет внутренних перевозок обслуживается то же количество судов, что и раньше, однако зарабатывать на этом не удается — ставки аэронавигационных сборов для российских перевозчиков всегда были и остаются значительно ниже — примерно в 20 раз.
к содержанию ↑Непопулярные меры для экономии
В целях экономии средств работодатель уже ввел несколько непопулярных мер.
Например, на протяжении десятилетий существования «Госкорпорации ОрВД» сотрудникам компенсировали покупку авиабилетов к местам проведения отпуска и обратно, но в последние два года возмещение впервые ограничили суммой в 100 тысяч рублей (в подразделениях на Севере до 150 тысяч).
Также были значительно сокращены жилищные программы и программа привлечения специалистов на работу в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Кроме этого, работодатель решил сэкономить на курсах английского языка. Ранее для поддержания необходимого для авиадиспетчеров 4 уровня языка по шкале ICAO раз в полтора года сотрудники на месяц направлялись на языковую подготовку. На это время они освобождались от работы с сохранением среднемесячной зарплаты.
Сейчас английский язык подтягивают всего две недели и при этом без отрыва от станка, от производства. Когда не находишься на канале, просто идешь в соседнюю комнату и урывками что-то там изучаешь, рассказали сотрудники «Госкорпорации по ОрВД».
Также до 2022 года уходящим на пенсию специалистам (которые, как правило, отдают этой работе десятилетия) платили символическую «корпоративную пенсию» — около 3000 рублей. Но два года назад были заморожены и эти единовременные выплаты.
«Новые Известия» поговорили с диспетчерами из разных регионов — Ростова-на-Дону, Салехарда, Калининграда, Сыктывкара и др. Все они подтверждают обозначенные профсоюзом проблемы.
к содержанию ↑Зарплаты
Зарплаты в реальном выражении падают второй год. Уровень доходов работников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в период с 1 января 2022 года по 1 марта 2025 года, с учетом инфляции, снизился на 23,3%, подсчитали в профсоюзе.
— Ситуация по зарплате действительно сложная: максимальную зарплату я получал в 2019 году, и с тех пор в реальном выражении она только снижается. Работодатель предпринимал попытки индексации, но темпы отстают от инфляции. Называть нам свою зарплату нельзя по условиям контракта, но могу сказать, что в региональных подразделениях зарплаты авиадиспетчеров и инженеров уже сравнялась с зарплатами, например, охранников, курьеров, парикмахеров, таксистов, чей труд объективно намного менее квалифицирован, — комментирует «НИ» Виктор Кадеев, авиадиспетчер подразделения в Калининграде.
— Авиадиспетчеры сегодня получают примерно ту же зарплату, что и пять лет назад, в абсолютной величине в рублях. От коллег часто звучат фразы навроде «вот раньше я с 3-м классом чувствовал себя более свободно, чем сейчас с 1-м», а зарплата диспетчера 1-го класса значительно (примерно на 40%) выше зарплаты диспетчера 3-го класса. Однако, учитывая общее положение дел в отрасли, радуемся, что зарплату вообще платят, — говорит собеседник «НИ», пожалевший не раскрывать свое имя.
Кроме того, в целях экономии работодатель ввел неполный режим работы и простои, что тоже сказалось на падении доходов сотрудников.
— Индексация в 0,5% с 1 апреля этого года — это не шутка. Так мы живем уже два года, и, конечно, это не соответствует жизненным реалиям, когда цены на продукты, товары и услуги выросли, минимум, на 20%. После первой такой индексации на полпроцента мы добились через суд пересмотра, и нам всё же проиндексировали зарплаты на 4,5%.
Но наступает новый рабочий год, и мы возвращаемся к старому. Денег на индексацию зарплат нет, но зато есть миллиарды на нецелевые расходы: строительство полос в аэропортах, закупка дублирующего оборудования, и всё это кажется нелогичным, — говорит Яна Ким, авиадиспетчер Ростовского центра.
— Зарплаты падают и, конечно, уже не соответствуют тому функционалу и ответственности, которые ложатся на авиадиспетчеров, инженеров и IT-специалистов, и при этом, вопреки расхожему мнению, должностные обязанности у нас не изменились. Да, международный трафик уменьшился, но мы, работая на аэродромах, этого не замечаем, поскольку внутренние перевозки, наоборот, выросли, увеличились сезонные маршруты, и объем работ не изменился, — говорит Алексей Тодырко, авиадиспетчер из Салехарда.
к содержанию ↑Профессия аэронавигационный специалист
ПрофГид 20 июля 2025
Аэронавигационный специалист занимается разработкой нормативных документов, расчетами, планированием полетов и количества топлива, урегулированием сложных ситуаций, поиском информации. Он отвечает за безопасность, имея высшее образование в сфере авиации. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
к содержанию ↑Краткое описание
Пассажиры, садящиеся в самолеты, контактируют с бортпроводницами, видят пилотов и штурманов, а остальная команда остается практически невидимой. А ведь за безопасность и качество полетов отвечает огромное количество персонала, среди которого аэронавигационный специалист.
Главная его обязанность — это сбор, анализ и выдача определенного количества информации, необходимой экипажу для проведения полета. Работая, он обязан учитывать аэропорты по ходу маршрута и их оснащение, модель и тех. состояние воздушного судна, погодные условия.
На базе полученной информации он делает выводы, а также рассчитывает количество топлива, необходимого для преодоления конкретной дистанции в определенных условиях.
к содержанию ↑Особенности профессии
Профессия достаточно редкая, юных выпускников принимают на работу сразу после обучения. Сначала они проходят стажировку, получают необходимый опыт, а уже потом приступают к ответственной работе. Опытный аэронавигационный специалист обязан уметь выполнять следующие задачи:
- взаимодействие с экипажем во время пробных полетов;
- составление планов полетов, передача их в другие подразделения;
- подготовка и контроль проведения рейсов с учетом правил безопасности;
- подготовка пакета документации, необходимого для проведения полета;
- оценка метеорологических условий, состояния воздушных судов (характеристики, технические особенности), взлетно-посадочных полос;
- анализ технических характеристик самолета, сопоставление их с массой перевозимых коммерческих грузов, количеством пассажиров;
- поиск ошибок, передача информации о них в другие подразделения;
- расчет топлива, количество которого необходимо для полета. Учитываются погодные условия, тех. возможности воздушного судна, непредвиденные обстоятельства;
- изменение маршрута полета, контроль полета с использованием современных технических средств.
Аэронавигационный специалист имеет широкие полномочия, он вправе выполнять любые действия, направленные на предупреждение ошибок и катастроф. Этот специалист прекрасно знаком с актуальным законодательством, нормативно-правовыми документами, своими правами и обязанностями. Он делает работу экипажа воздушного судна более простой, понятной, спокойной, позволяя летному составу сосредоточиться на управлении, а не на технических моментах.
Хотите стать профориентологом всего за 2 месяца?Получите полезную профессию, помогающую людям. Курс Эльмиры Давыдовой.
к содержанию ↑Плюсы и минусы профессии
Плюсы и минусы профессии
Минусы
- Огромная ответственность. Малейшая ошибка приведет к катастрофе, а ведь среднее число пассажиров на борту составляет 200 человек и более.
- Ненормированный рабочий день, многочисленные ночные смены.
- Частые стрессовые ситуации.
- Необходимо постоянно совершенствовать технические знания.
- Небольшое количество вузов, занимающихся подготовкой этих редких специалистов.
Читайте такжеПрофгид
Важные личные качества
Жизнь профессионального аэронавигационного специалиста — это четкий график, высокая ответственность и постоянное нервное перенапряжение. Поэтому он должен иметь следующие черты характера:
- благоразумие,
- сосредоточенность,
- педантичность,
- вдумчивость,
- усидчивость,
- лидерство,
- наблюдательность,
- сдержанность.
Важны логическое мышление, хорошо развитая память, способности к анализу и самокритике. Для работы в этой сфере необходимо хорошее здоровье: нормальное давление, зрение, слух. Профессия не сопряжена с тяжелыми физическими нагрузками, поэтому подходит как для женщин, так и для мужчин.
к содержанию ↑Зарплата диспетчера в аэропорту
Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги.
Беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.
Профессия “авиадиспетчер” очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов
к содержанию ↑Что входит в обязанности авиадиспетчера
Начнём с того, что работать в аэропорту престижно, где бы вы ни жили, в России, Америке или Европе. Даже наименее уважаемые профессии здесь котируются выше, чем в среднем по стране и миру. Что касается диспетчеров, то это привилегированный класс.
Кого попало на такую должность не примут. Специалист должен обладать рядом важных личностных качеств.
В обязанности авиационных диспетчеров входит:
- упорядочение движения воздушных судов;
- обеспечение безопасности этого движения;
- обеспечение эффективности использования воздушного пространства;
- оказание помощи пилотам при возникновении нештатных ситуаций и т. д.
В авиакомпаниях требовательно относятся к оснастке диспетчерских и их расположению. Приобретается инновационное электронное оборудование, чтобы диспетчеры могли чётко выполнять поставленные перед ними задачи.
Открытые вакансии “диспетчер” в разных городах
Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр.
Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.
Какие знания необходимы диспетчеру
Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал. Различают разновидности профессии, которые зависят от значения пункта трудоустройства и выполняемых функций:
- местный пункт, обслуживающий полёты на высоте до полутора километра, располагающийся на удалённом расстоянии от крупных аэропортов;
- пункт местных воздушных авиалиний – район местного небольшого аэродрома, высота как в предыдущем случае;
- аэродром райцентра – обслуживаемая высота 2100 – 17500 м;
- «Подхода» – в обязанности входит определение временного интервала и распределение очерёдности взлёта-приземления, обслуживаемая высота – 2100 – 5700 м;
- «Круга» – контроль радиуса 50 км от точки расположения диспетчерского пункта;
- «Старта и посадки» – руководство взлётами и приземлениями;
- «Руления» – отвечает за состояние самолётов, даёт дозволение на буксировку, определяет место стоянки;
- Аэродромного диспетчерского пункта – постоянная связь с экипажами бортов, контроль обстановки в воздухе, взаимодействие с прочими диспетчерскими пунктами.
Работа авиадиспетчеров на каждом диспетчерском пункте
Диспетчерские аэропортов работают в круглосуточном режиме. Каждый сотрудник должен уметь одновременно пользоваться несколькими приборами, держать под контролем погоду и всё вверенное воздушное пространство на предмет нахождения в нём самолётов. Нагрузки на мозг и психику фантастические.
Вне зависимости от специализации, диспетчер обязан знать:
- Инструкции и правила эшелонирования. Речь идёт о расположении самолётов в пространстве на определённом расстоянии, не допускающем столкновения.
- Авиаметрологию. Как влияют погодные изменения на воздушные машины, находящиеся в процессе полёта.
- Воздушную навигацию. Средства и методы управления самолётами.
к содержанию ↑Диспетчер авиационных линий не вправе ошибаться. Одна его ошибка может стоить жизни многим людям.
Заработок российских авиадиспетчеров
Среднестатистический авиадиспетчер авиационных линий в Москве в 2025 году получает в среднем 131581 рубль. Это намного выше уровня среднего по стране. Помимо рядовых диспетчеров, в авиакомпаниях трудятся и руководители полётов, которых также причисляют к данной специализации.
Их средний оклад ещё выше – 166055 рублей. В обе суммы включены предусмотренные надбавки и доплаты. Сравните с доходами пилотов гражданской авиации, а также с зарплатами стюардесс.
Диспетчеры воздушного пространства получают одни из самых высоких зарплат в России
Как видим, заработная плата представителей профессии высока. Однако, стоит отметить, что ситуация была такой не всегда. Ещё недавно, в начале 2000-х годов, доходы диспетчеров России не превышали 9 000 рублей.
Отметим, что региональная привязка не отражается на окладах. Более всего на уровень доходов влияет статус аэропорта. Естественно, что диспетчер в Москве будет зарабатывать больше своего коллеги, работающего на периферийном аэродроме.
Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах
Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:
№ | Государство | Заработная плата (EUR) |
1. | Польша | 1 340 |
2. | Латвия | 1 785 |
3. | Франция | 6 500 |
4. | Великобритания | 7 000 |
5. | Германия | 7 000 |
Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира
Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.
Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.
к содержанию ↑Сравнение доходов россиян и европейцев
Если перевести средний заработок диспетчера России в евро, получим: 1 873 EUR зарабатывают диспетчеры и 2 364 EUR – руководители полётов. Выходит, что наши соотечественники обогнали по доходам польских и латышских коллег, но далеки от французов, немцев, англичан и американцев.
По-другому выглядит сравнение, если производить его с заработком представителей большинства других профессий России. Диспетчеры, безусловно, относятся к привилегированному классу.
Интересное видео. Особенности работы диспетчеров воздушного движения за границей.
к содержанию ↑Востребованность в диспетчерах
Выбор профессии часто основывается на статистике её востребованности. В России, несмотря на такие высокие оклады, в диспетчерах нуждаются. Вакансии есть в:
- Москве – 76% от общего количества свободных вакансий;
- Ленинградской области – 15%;
- Ростовской области – 4%;
- Воронежской области – 2%;
- Нижегородской области – 2%;
- Челябинской области – 1%;
- Самарской области – 1%.
Больше всего нужны люди, разбирающиеся в диспетчерском деле, в столичном регионе. Здесь и самые высокие зарплаты. При выборе работодателя следует учитывать, что указанный выше средний показатель заработка – это золотая середина.
Будучи диспетчером, можно зарабатывать и 50 000 рублей в месяц и 300 000. Многое зависит от авиакомпании, в которую устраиваетесь.
В таких регионах не хватает диспетчеров
к содержанию ↑Где учат на авиадиспетчеров?
В РФ желающим обучиться диспетчерскому делу, получить диплом в данном направлении можно в:
- Госуниверситете гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
- Ейском высшем военном институте имени Комарова;
- Ульяновском высшем авиационном училище;
- МГТУ гражданской авиации в Москве.
Санкт-Петербургский университет также располагает филиалами в АТК ГА и Хабаровске, где дают среднее профессиональное образование.
Как и работать, учиться на диспетчера нелегко. Но, если судить по зарплате, оно того стоит.
Легко ли “управлять” самолётом с земли? Рассказ авиадиспетчера со стажем.
Следующая