Оптимизация процесса обучения

Санитарные нормы для обычной школы предусматривают следующее: на каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади кабинета. При этом не учитывается часть помещения, которая занята шкафами для хранения учебных пособий, столом учителя и прочим оборудованием.

В результате получается, что формального ограничения на количество учеников нет. Но реально оно зависит от площади класса. Условно говоря: если площадь кабинета 70 кв. м, но шкафы и стол учителя занимают 15 кв. м, то детям остаётся всего 55 кв. м – и в классе можно размещать не больше 22 учеников.

Теоретически можно представить и учебное помещение в 250 кв. м, где по правилам разместятся 100 школьников, и даже больше. Но практически педагог не может одновременно контролировать больше 25-30 учеников.

Это не прописано в нормативных актах, но очевидно: если взрослые и дисциплинированные студенты могут просто сидеть и писать конспект за лектором, то детям требуется индивидуальная помощь, да и просто присмотр, чтобы во время урока они не отвлекались и работали, а не занимались посторонними делами.

к содержанию ↑

‍♀️ Можно ли превышать допустимую вместимость в классе

Формально запрет на превышение вместимости в классах существует. Он установлен п. 91 Правил противопожарного режима в РФ, установленных постановлением Правительства РФ №1479 от 2020 г.

И ответственность за это нарушение предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. Она предполагает штраф до 800 тыс.

рублей или приостановку деятельности на срок до 30 суток.

Как вы считаете, стоит ли в законодательстве указывать максимальное число школьников в классе?

Да. Если их будет слишком много – вместо обучения выйдет профанация. Нет.

Если навыки учителя позволяют держать аудиторию в 50-100 человек – пусть работает. Всё должно зависеть от конкретных условий. Не знаю, стоит ли тут применять меры государственного регулирования.

Новости по теме:   Как выгодно выкупить землю у государства: алгоритм действий, стоимость и максимальный участок под ИСЖ и ЭКО-хозяйство

С другой стороны, руководство школы несёт ответственность и за необоснованный отказ в приёме учеников, имеющих право на зачисление: ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает для школы как юрлица штраф до 200 тыс. рублей, а при повторном нарушении – дисквалификацию на срок до двух лет.

Так что если нет возможности создать новый класс, учеников будут добавлять в уже имеющиеся.

А создавать новые классы можно не всегда: и без того в некоторых школах доходит до двух с лишним десятков в одной параллели (в 2021 году прославилась на всю Россию школа №94 из Краснодара, где было сформировано 28 первых классов, для обозначения которых пришлось использовать весь алфавит, кроме букв «Ь», «Ъ», «Й», «Ё» и «Щ»).

Во многих случаях отказывать в зачислении нельзя: ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гарантируют общедоступность школьного обучения. Школа имеет право отказать ученику в зачислении, если нет мест – но в этом случае департамент образования должен направить ученика в другое образовательное учреждение.

Так что в итоге школам приходится балансировать между этими двумя опасностями и допускать умеренное превышение числа учеников – например, зачислять в один класс не 25, как следовало бы по санитарным нормам, а 28-30 человек. В результате школы вынуждены нарушать требования противопожарной безопасности.

Всё-таки у Конституции юридическая сила выше, чем у постановления Правительства РФ. В свою очередь надзорные органы закрывают глаза на переполненность классов, если учеников физически некуда больше зачислять. Отчасти проблему позволяет решить строительство новых школ – но оно сильно зависит от финансовых возможностей города и региона в целом.

к содержанию ↑

Какие проблемы возникают в переполненных классах

Переполненные классы влекут за собой ряд проблем:

  • снижается успеваемость и страдает дисциплина – перегруженный учитель не может уделять достаточно внимания каждому из учеников;
  • ухудшается эпидемиологическая обстановка. Достаточно прийти одному больному ребёнку, как вскоре заболеть может половина класса;
  • ускоряется профессиональное выгорание педагогов от повышенной нагрузки и стресса. Нельзя забывать, что учителя не только учат, но ещё и отвечают за жизнь и здоровье каждого в своём классе, а уследить за всеми многочисленными учениками непросто.

Какие права имеет родитель в школе. Памятка

В школе просят рассказать о семье. Инструкция для родителей – как законно отказаться от предоставления сведений

Родительский чат. Как себя вести, чтобы это не отнимало время

к содержанию ↑

Оптимальное количество учеников в классе

Вы когда-нибудь задумывались о том, что делает классную комнату эффективной? Размер класса — ключевой фактор, влияющий на эффективность обучения. Исследования показывают, что оптимальное количество учеников в классе колеблется между 15 и 18 для младших школьников, в то время как для старших оно колеблется около 20.

Новости по теме:   Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Теперь, возможно, вы зададитесь вопросом, почему меньшее количество учеников в классе работает лучше?

Во-первых, при ограниченном количестве учеников преподаватели могут уделять больше индивидуального внимания, гарантируя, что уникальные учебные потребности каждого ученика будут удовлетворены. Такое индивидуальное внимание не только помогает лучше понять учебную программу, но и способствует установлению более глубоких отношений между учителем и учеником, делая процесс обучения более осмысленным и приятным.

Во-вторых, меньшие размеры классов способствуют активному участию. Студенты охотнее включаются в работу, делятся своими мыслями, задают вопросы и участвуют в дискуссиях, когда они не затеряны в толпе лиц. Такое активное участие не только способствует лучшему пониманию, но и повышает уверенность и коммуникативные навыки студентов.

И в-третьих, меньшие размеры классов способствуют созданию более благоприятной учебной среды, в которой студенты могут общаться со своими сверстниками на более близком уровне, что приводит к лучшему сотрудничеству, улучшению социальных навыков и созданию более сплоченного классного коллектива.

Эффективность небольших классов подтверждается фактами со всего мира. Система образования Финляндии, широко известная своими высочайшими стандартами, может похвастаться средним размером класса в 20 учеников. Япония, другая страна, известная своим исключительным образованием, придерживается политики примерно 30 учеников в классе, но дополняет ее частыми занятиями в небольших группах.

Это уникальное сочетание больших классов для широкого обучения и небольших групп для углубленного изучения делает их систему образования одной из самых достойных восхищения.

Более того, комплексное исследование, проведенное в Великобритании, показало, что уменьшение размера класса до 20 учеников привело к значительному улучшению в таких важных областях, как чтение и математика. Подобные эмпирические данные явно подчеркивают прямое влияние размера класса на академическую успеваемость.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Важно помнить, что уменьшение размера класса не является универсальным решением. Тем не менее, они несомненно дают очевидные преимущества, включая:

1. Повышение успеваемости: Меньшие классы позволяют сосредоточиться на преподавании, что приводит к лучшему пониманию и более высоким оценкам.

2. Улучшение поведения учащихся: С меньшим количеством учеников легче управлять классом, что приводит к меньшему количеству отвлекающих факторов и проблем с поведением.

3. Повышение вовлеченности учащихся: Студенты в небольших классах с большей вероятностью будут участвовать в учебном процессе.

4. Повышение удовлетворенности учителей: Учителя лучше справляются с небольшими группами и лучше с ними взаимодействуют, что приводит к повышению удовлетворенности работой.

Новости по теме:   Как зарегистрировать брак в ЗАГСе

Поэтому в следующий раз, когда вы будете размышлять об идеальной учебной среде, вспомните о силе, которую таит в себе меньший размер класса. В конце концов, качественное образование — это не набивание полных комнат учениками, а наполнение молодых умов знаниями, навыками и любовью к учебе.

к содержанию ↑

Слишком много детей в классе: что делать?

Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей.

Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости.

Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Ниже мы расскажем, как именно.

к содержанию ↑

Вариант 1. Добиваться «расселения»

Обратитесь к руководству школы. Напишите заявление на имя директора (лучше всего коллективное, с подписями всех родителей класса) со ссылкой на действующие санитарные правила и просьбой решить проблему. Обязательно подготовьте документ в двух экземплярах: один для директора, второй для вас — пусть в канцелярии поставят отметку, что заявление получено.

В ответ администрация школы может оборудовать неиспользуемые помещения под новые классы или организовать учёбу в две смены. Однако велика вероятность, что школьное руководство не удовлетворит вашу просьбу.

Если региональное министерство затягивает с решением, обратитесь по телефону горячей линии в Министерство Просвещения РФ. Там вы сможете получить консультацию о дальнейших действиях и оставить обращение.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Чем больше родителей будут обращать внимание государства на то, что классы школ переполнены, тем быстрее будут строиться новые школы и тщательнее соблюдаться санитарные нормы.

В любом случае на строительство уйдут годы, которые вашему ребёнку придётся провести в переполненном классе. Но этого можно избежать, если воспользоваться вторым вариантом.

Следующая
Семейное правоДолги мужа при разводе: несет ли ответственность жена и на какой срок

Добавить комментарий