Местные налоги
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Земельный налог
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.
Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.
к содержанию ↑Налог на имущество физических лиц
Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
к содержанию ↑Торговый сбор
Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.
Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
- Федеральные налоги
- Местные налоги
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
- Аудит качества составления и исполнения местного бюджета
специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней . в определении темпов роста величины местных налогов (налог на землю, налог на . сравнение полученного темпа роста закрепленных местных налогов с темпами роста величины регулирующих .
путем: 1) определения объема закрепленных местных налогов в прогнозируемом (текущем) и предыдущем .
. пункта 1.5 Положения о местных налогах на территории города Красноярска, утвержденного . на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным .
. , как и земельный, относится к местным налогам. И также существуют федеральные и .
. нужно заплатить. Земельный налог Это местный налог, размер которого устанавливают региональные органы .
. в части сумм региональных и местных налогов. Нормативными правовыми актами представительного органа . взысканию задолженности в части сумм местных налогов. Кроме того, суммы налогов, сборов .
. уплаты налогов по региональным и местным налогам в аналогичный период. 5. Планируется .. приходится на 01.01.2024. Местные налоги (включая земельный налог) на территориях .. правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. Полагая, что бездействие .. правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых .. своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Решение о ее проведении выносит .. уплаты налогов по региональным и местным налогам. закон Государственная Дума. ним в большинстве стран добавятся местные налоги у источника (WHT), причем по .. . «Это не региональный, это местный налог, он зачисляется в бюджеты муниципалитетов .
. , пострадавших от паводков, от уплаты местных налогов. Об этом сообщили в пресс . освобождения пострадавших граждан от уплаты местных налогов», – говорится в сообщении .
. эксперимента курортного сбора: это будет местный налог, муниципалитеты самостоятельно будут определять необходимость .
к содержанию ↑Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы
Исчерпывающий перечень местных налогов и сборов содержится в ст. 15 НК РФ. К таковым относятся два вида налогов — земельный и на имущество физических лиц, а так же торговый сбор.
Комментарии к ст. 15 НК РФ
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ()
Авторы: Ю.М. ЛермонтовИздание: 2016 год
Комментируемая статья устанавливает перечень местных налогов, а также местный сбор — торговый сбор.
В Российской Федерации установлены два местных налога: земельный налог, регулируемый главой 31 НК РФ, и налог на имущество физических лиц, регулируемый главой 32 НК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ торговый сбор может быть введен в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — после 01.07.2015. В муниципальных образованиях, расположенных вне территории данных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
При введении торгового сбора устанавливается его ставка в пределах, обозначенных в главе 33 НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.
Иные обязательные элементы торгового сбора регулируются главой 33 НК РФ непосредственно.
В настоящее время торговый сбор введен только в городе Москве, на территории которого он действует с 01.07.2015 (Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»).
В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что торговый сбор — это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения — доходы) или НДФЛ.
Таким образом, уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.
Так, для индивидуальных предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Данные нормы не применяются в случае непредставления индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Следует учитывать, что, как пояснено в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль неправомерно. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Это означает, что торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.
к содержанию ↑Местные налоги: ставки, порядок и сроки уплаты
Местные налоги — это определенный вид налогового обязательства, правила применения которого устанавливают органы муниципалитетов, то есть муниципальные власти. О том, какие налоги относятся к местным, расскажем в нашей статье.
Ключевая характеристика
Все налоговые обязательства классифицируют на три большие группы: федеральные, региональные и местные налоги (вводятся в действие нормативно-правовым актом органа власти соответствующего уровня). Ключевое отличие между этими видами в том, что ФН поступают полностью в федеральный бюджет, а после распределяются между нижестоящими бюджетами в виде дотаций и субсидий. А вот региональные и местные налоги и сборы устанавливаются для пополнения казны субъекта, муниципального образования.
Следовательно, местным налогом является платеж или сбор, который налогоплательщики перечисляют в казну муниципального образования. Помимо этого, ключевой порядок уплаты местных налогов устанавливается исключительно муниципальными властями. То есть ставка, порядок и сроки расчетов, периодичность предоставления отчетности и состав льгот определяет муниципалитет.
к содержанию ↑Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги в индивидуальном порядке
Нет, не могут. Полномочия муниципалитетам даны исключительно в рамках действия фискального законодательства. Иными словами, муниципальные власти не могут ввести новые обязательства, которые не предусмотрены НК РФ .
Однако они могут существенно сократить налоговое бремя. Например, ввести налоговые льготы, сократить ставки и т. д.
Как классифицируют платежи
Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.
Обязательства, зачисляемые в казну муниципалитета, можно определить по 12 и 13 символу, 20-значного кода бюджетной классификации. Так, при перечислении в КБК указывают значение «03» (именно по 12-13 знакам).
Какие налоги идут в местный бюджет
Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.
Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:
- земналог;
- торговый сбор;
- НО на имущество физических лиц.
Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.
к содержанию ↑Имущественные обязательства для граждан
Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ . ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.
Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2020, перечень ставок:
- 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
- 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5 % — для остальной недвижимости.
Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.
к содержанию ↑Конкретные значения: как узнать
Как мы определили выше, в каждом муниципалитете могут быть индивидуальные правила и нормы налогообложения. Следовательно, налогоплательщикам необходимо своевременно узнавать конкретные значения и установленные порядки, чтобы избежать наказания.
Узнать, какие нормы установлены в конкретном МО или регионе можно в ближайшем отделении ФНС либо на специальном портале. Электронный сервис разработан Федеральной налоговой службой и позволяет бесплатно и без регистрации получить информацию об установленных нормах налогообложения.
Чтобы получить интересующие сведения, потребуется выбрать регион (место нахождения налогоплательщика) и определить вид фискального обязательства. Система формирует сведения на основании утвержденных нормативно-правовых актов.
Платеж за землю — значимый местный налог
За использование земли в России нужно платить. Для чего в нашей стране существует земельный налог — обязательный платеж, который организации и ИП (налогоплательщики) вносят в местный бюджет по итогам года, а также поквартально — в виде налоговых авансов.
В разных субъектах РФ правила уплаты земельного налога могут отличаться. Здесь организациям и ИП важно знать местное законодательство, действующее в регионе или в городе федерального значения. Дело в том, что местные власти могут:
- вводить налоговые льготы;
- отменять отчетные периоды по налогу;
- отменять авансовые платежи для отдельных фирм и предпринимателей.
У коммерческих фирм и предпринимателей земельным налогом облагаются участки, которые числятся в их собственности и не считаются необлагаемыми. Налогом облагаются участки, если они предназначены для предпринимательства — деятельности, приносящей доход, либо уже используются для этих целей.
Собственность означает владение землей (оформление документов на организацию или ИП), пользование землей (ведение предпринимательства), распоряжение участком (его можно продать, передать в аренду, в бесплатное пользование и т.д.). Право собственности на участок подтверждает запись в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). На основании таких записей фирмам и предпринимателям выдаются свидетельства о собственности.
Фирмы и предприниматели — арендаторы или ссудополучатели земельных участков – не платят земельный налог, так как не считаются налогоплательщиками.
Любой местный налог определяют, умножая налоговую базу на ставку. По земельному налогу, как правило, базой считается кадастровая цена земли на 1 января текущего года – кроме случаев, когда в течение года изменялись площадь участка или вид его использования. В любом случае узнать кадастровую цену участка можно в ЕГРН.
Налоговую ставку определяют региональные власти в пределах до 1,5%. Или же не выше 0,3% — для сельскохозземель, участков под жильем, участков, ограниченных в обороте.
Если в регионе действуют отчетные периоды, то организации должны перечислять авансы по налогу. Их рассчитывают умножением кадастровой стоимости участка на ¼ от местной ставки налога на землю.
СледующаяПример
У торговой фирмы ООО «Вектор» есть собственности земельный участок. На 1 января 2018 года его кадастровая цена — 3 200 000 руб. Ставка налога в регионе — 1,5 процента.
Налоговый аванс за I квартал 2018 года равен 12 000 рублей (3 200 000 руб. х 1,5% х ¼). Он начисляется так:
Дебет 44 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
— 12 000 руб. – отражен аванс по земельному налогу;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
— 12 000 руб. – уплачен аванс по земельному налогу.