Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
- Использование собственных транспортных средств.
- Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
- Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.
к содержанию ↑4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков
ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:
Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.
Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов (актуальную налоговую нагрузку), специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.
Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов. Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов. Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.
Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов.
ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.
к содержанию ↑ОСН для грузоперевозок
Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.
Выгодной ОСН является для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами.
Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по получаемой прибыли, размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.
Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС (если ИП является плательщиком данного налога).
Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.
к содержанию ↑Грузоперевозки на упрощенке
Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН, не планирует нанимать большое количество сотрудников.
Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке. Изменения вступят в силу с нового налогового периода.
УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным бухучетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.
Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.
Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу, штату сотрудников, срокам изменения системы налогообложения.
Перевозка грузов предусматривает возможность применения ЕНВД. Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.
Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:
· Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.
· Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.
Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.
Патентная система актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.
ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.
Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:
· Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы.
· Заключение экспедиционных договоров.
· Ведение журналов учета указанных документов.
к содержанию ↑Грузоперевозки для ИП: Вид Деятельности, Регистрация и Советы
Грузоперевозки: как вести бизнес без проблем
В России в сфере только автомобильных грузоперевозок работают более 42 тысяч организаций с основным кодом ОКВЭД 49.41. Часто не уделяют достаточно внимания заполнению транспортных накладных, не хранят документы и используют расчётный счёт для посторонних трат. Собрали рекомендации, как избежать типичных ошибок бизнеса в сфере грузоперевозок.
к содержанию ↑с
Корректно указывайте назначение платежа
Когда формируете платёжку — убедитесь, что в назначении указаны реквизиты договора (номер, дата и наименование услуги). Например, «Оплата по договору автозапчастей № 117 от ». Это позволит банку идентифицировать платёж и определить характер операций по счёту.
Расходы для предпринимательской деятельности оплачивайте или с расчётного счёта.
Правильно переводите доход от предпринимательской деятельности
Очень важно разграничивать операции по счёту юридического лица и личные расходы. Расчётный счёт юрлица предназначен исключительно для ведения бизнеса. Так, с расчётного счёта вы можете оплачивать ремонт транспортного средства во время рейса, а вот коммунальные платежи за жилье вносить не стоит.
Свой доход — например, если вы индивидуальный предприниматель — переводите с расчётного счёта на ваш счёт физического лица с назначением «Доходы от предпринимательской деятельности», и только после этого тратьте деньги на себя.
к содержанию ↑Платите налоги с расчётного счёта
Часто у юридического лица или предпринимателя несколько расчётных счетов в разных банках, а платежи в бюджет и внебюджетные фонды проводятся преимущественно с одного из них. А иногда — наличными от имени физических лиц. Мы рекомендуем оплачивать налоги с расчётного счета юридического лица и предоставлять подтверждение по первому запросу банка.
Следите за коэффициентом налоговой нагрузки
Чтобы узнать свой коэффициент налоговой нагрузки (КНН), нужно разделить сумму всех налогов и взносов, уплаченных в бюджет, на сумму всех расходных операций и умножить полученное значение на 100%. Средний КНН в зависимости от отрасли каждый год публикует ФНС. Для сферы транспортировки и хранения этот показатель за 2021 год составляет 6%.
Дополнительно вы можете воспользоваться налоговым калькулятором.
к содержанию ↑Заполняйте документы правильно
Перевозчикам чаще всего приходится заполнять два вида документов — транспортные накладные и акты выполненных работ. Об особенностях составления каждого из них мы писали в статье «Как правильно оформлять первичные документы к договору».
Продлевайте договоры и храните документы
Если ваше сотрудничество с контрагентом надолго — своевременно оформляйте и подписывайте дополнительные соглашения о продлении договора на оказание транспортных услуг. Ведите учёт первичных документов — договоров, дополнительных соглашений к ним, транспортных накладных Они могут понадобиться для сверки расчётов или предъявления претензии контрагенту. Кроме того, их может запросить банк.
Хранить расходные документы нужно не менее пяти лет, в том числе и на УСН «Доходы» (п.1 ст.29 ФЗ «О бухучёте» от № 402).
к содержанию ↑Вовремя отвечайте на запросы банка
Если банк направит запрос с просьбой предоставить документы и сведения по проводимым операциям, рекомендуем своевременно на него ответить. Если документы по причине отсутствуют — в ответ на запрос банка поясните схему вашей работы.
Следующая