Электротягу освобождают от налога
В Татарстане готовят льготы для автомобилей с электрическим двигателем
В Татарстане с 2025 года планируют освободить от транспортного налога владельцев электромобилей. Законопроект об этом внесли депутаты из группы КамАЗа, который является крупнейшим производителем электробусов в РФ. Сейчас электротранспорт не пользуется большим спросом.
На начало года ГИБДД зарегистрировало около 300 таких машин в Татарстане. Выпадающие доходы бюджета не превысят 3 млн руб. Эксперты считают, что льготы прежде всего предназначены для пассажирских автопредприятий.
Электробусы КамАЗа пока массово закупает только Москва, но «рынок нужно масштабировать», говорят они.
Выйти из полноэкранного режима
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ
В Госсовет Татарстана поступил проект изменений в региональный закон «О транспортном налоге». Документ предполагает освобождение от уплаты этого налога с 1 января 2025 года владельцев «транспортных средств, оснащенных только электрическими двигателями». Предполагается, что льгота будет действовать пять лет, а с 2029 года собственники электротранспорта в Татарстане будут платить только 50% налоговой ставки.
Законопроект в республиканский парламент внесли депутаты «Единой России» Роман Мугерман и Ильдар Шамилов. Господин Мугерман является директором ООО «КамАЗ-марко» (занимается производством и продажей автобусов). Ильдар Шамилов возглавляет профсоюзную организацию АО «КамАЗ», а до этого был заместителем гендиректора предприятия.
«Данная мера будет направлена на повышение активности автовладельцев парка такси, каршеринга, пассажирского транспорта общего пользования по переходу на более экологичный вид топлива»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту. Парламентарии считают, что это «будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе, а также дополнительно снизит издержки автотранспортных предприятий».
По словам депутатов, «экологическая повестка остро стоит в республике»: за 2021 год в атмосферный воздух было выброшено около 443 тыс. тонн вредных веществ, доля выбросов автотранспорта — более 27%. «Автомобильный транспорт в ряде крупных промышленных городов республики продолжает оставаться основным источником загрязнения атмосферного воздуха»,— указывают авторы законопроекта.
В Татарстане на 1 января 2023 года, по данным ГИБДД, было зарегистрировано всего 299 электромобилей. «Преференции владельцам таких автомобилей позволят постепенно нарастить их процент на дорогах региона»,— считают депутаты. Они указывают, что законы, предоставляющие аналогичные льготы для электротранспорта, есть более чем в 35 субъектах РФ, в том числе в Москве, Подмосковье, Башкирии, Удмуртии, Ульяновской области.
В ряде регионов налог на электромобили не отменен полностью, но действует скидка на его оплату (например, в Нижегородской области — 50%).
«Принятие законопроекта будет способствовать росту покупательной способности электромобилей, а также развитию необходимой инфраструктуры для обеспечения потребностей автотранспортных средств, оснащенных электрическими двигателями»,— резюмируют депутаты-единороссы.
Объем выпадающих доходов бюджета Татарстана они оценили в 2,85 млн руб. в год. Напомним, в 2022 году транспортный налог поступил в казну в объеме 6,6 млрд руб.
(4,8 млрд руб. заплатили физические лица, а 1,8 млрд руб. — организации).
Законопроект получил положительное заключение раиса Татарстана Рустама Минниханова, отметили авторы документа.
Стимулирование спроса на электрический автомобильный транспорт предусматривает «дорожная карта» Кабинета министров Татарстана, утвержденная в прошлом году премьер-министром республики Алексеем Песошиным. Этот план, помимо льгот, предусматривает введение бесплатной парковки для электромобилей (уже действует в Казани), предоставление преференций для такси и каршеринга, где в автопарке есть электротранспорт, оснащение парка общественного транспорта и коммунальной техники техникой с электрическими двигателями.
АО КамАЗ более 10 лет занимается разработкой электробусов (автобусы с электрическим приводом). Серийное производство было запущено в 2018 году на заводе «НефАЗ» (дочка КамАЗа). Тогда же был заключен контракт на поставку этих транспортных средств в Москву.
К середине июля этого года КамАЗ выпустил 1 тыс. электробусов.
«Мера, предложенная депутатами Татарстана, правильная. Но она половинчатая. Мы очень сильно отстали от стран, где тоже идут по пути стимулирования покупки и эксплуатации электрических автомобилей.
И не только электрокаров, но и гибридов, где кроме зарядной батареи имеется двигатель внутреннего сгорания. В Европе уже много лет стимулируют покупателей таких транспортных средств»,— говорит основатель движения автомобилистов «Свобода выбора», бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. По его словам, кроме отмены транспортного налога необходимо предоставить бесплатный проезд по платным трассам, а также освободить от ввозных пошлин.
«В основном это электрокары не только американские Tesla, но и китайские»,— объясняет он. «Многие страны также возвращают владельцам часть стоимости электрокаров»,— добавляет господин Лысаков.
По словам эксперта, сумма сэкономленного налога может составить около 10–20 тыс. руб. на легковой автомобиль.
«Если это пассажирский автотранспорт или грузовой, если у предприятия будут сотни или тысячи таких автомобилей, то одна только отмена транспортного налога — это огромная экономическая поддержка предприятия»,— считает он.
В принятии этого закона заинтересован прежде всего КамАЗ, который является крупнейшим производителем электробусов в стране, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, легковые автомобили с электрическим двигателем в массовом сегменте отсутствуют. «Это либо премиальные и люксовые машины, владельцы которых льготу, скорее всего, не заметят, либо энтузиасты, которые приобрели бюджетные азиатские или сильно подержанные американские электромобили в качестве машины выходного дня.
Таким образом сложно стимулировать спрос на электромобили в условиях отсутствия предложения»,— объясняет он.
Поэтому, по словам господина Жарского, льгота прежде всего нужна для «организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке пассажиров и, в обозримом будущем, грузов». Он отмечает, что электробусы пока массово закупает только Москва, однако КамАЗ «вложил средства в разработки, в налаживание серийного производства». «Это серьезные инвестиции, поэтому рынок нужно масштабировать за счет других городов, потребности столицы не безграничны»,— говорит эксперт.
Илья Жарский добавляет, что в данном случае «интересы КамАЗа соответствуют времени и интересам общества». «Переход на электротягу неизбежен. Льготы, конечно, не могут предоставляться вечно, но они необходимы на старте.
Европейский и азиатский пример это подтверждает»,— заключает он.
- Коммерсантъ (Казань) №148 от 15.08.2023
Транспортный налог на гибриды в 2025 году: расскажем все нюансы
На чтение 5 мин Просмотров 1.6к. Комментарии 2 Опубликовано 10.02.2024
Транспортный налог для гибридных машин определяется по категории энергоустановки. От того, участвует ли ДВС в движении колес или просто генерирует энергию для подзарядки, зависит налоговая база. Какие еще показатели учитываются при налогообложении гибридов, как региональные власти влияют на налоговые ставки, может ли автовладелец «почти электрокара» рассчитывать на льготы?
к содержанию ↑Коротко о гибридах
У гибридного авто не менее двух различных преобразователей энергии и двух различных систем аккумулирования энергии. Энергетическая установка гибридной машины состоит из ДВС, электромотора, генератора, перезаряжаемой системы хранения электроэнергии, электропреобразователей и системы управления. Функции двигателя и генератора могут выполняться одним устройством.
Технические особенности гибридного транспортного средства (ТС) определяют налоговую базу для расчета транспортного налога для гибридных машин (ТН).
Как пересчитать киловатты
Параметры электродвигателя в ПТС часто указывают в киловаттах. Преобразовать величину в лошадиные силы помогает рекомендованный ФНС специальный коэффициент 1,35962, который также участвует в формуле ОСАГО:
На балансе компании ТС с электродвигателем 210 кВт. Расчет налоговой базы: 210 кВт × 1,35962 = 285,52 л.с.
Как рассчитать налог
ТН – производное налоговой базы и налоговой ставки. Для машин премиального сегмента от 10 млн ₽ и дороже в формуле участвует повышающий коэффициент 3. Ставка зависит от того, насколько мощный автомобиль. Налоговые ставки введены НК РФ:
Параметр двигателя, л. с. | Ставка за 1 л. с., ₽ |
---|---|
до 100 | 2,5 |
100 – 150 | 3,5 |
150 – 200 | 5,0 |
200 – 250 | 7,5 |
от 250 и более | 15,0 |
Какой ТН придется уплатить владельцу Toyota C—HR Hybrid 2018 г. в., с бензиновым ДВС 98 л. с. и электродвигателем 53 кВт. Энергоустановка параллельного типа.
- Преобразуем параметр электромотора: 53 кВт х 1,35962 = 72 л. с.
- Вычисляем общую мощность: 98+72= 170 л. с. Показатель находится в диапазоне ставки 5₽.
- Рассчитываем ТН: 170 х 5= 850 ₽.
Льготы для гибридов – да или нет
Некоторые категории граждан и организаций могут быть освобождены от уплаты ТН – на федеральном или региональном уровнях. Льготы применяются беззаявительно.
Не подлежат налогообложению машины, оборудованные для инвалидов, ТС до 100 л. с., предоставленные органами соцзащиты. Полный перечень таких ТС приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Гибридные машины не относятся к электромобилям, в отношении которых уже предусмотрено немало поблажек: не только обнуление налога, но и субсидии, льготный лизинг, компенсация стоимости. Но Министерство транспорта РФ рекомендует региональным властям стимулировать использование гибридов – от развития парковочных пространств и льготного проезда по платным дорогам до пониженной ставки транспортного налога для гибридных машин или полного освобождения владельцев от его уплаты. Подробные сведения о региональных ставках и льготах опубликованы на официальном сайте ФНС.
к содержанию ↑Откуда берутся данные для расчета
ФНС самостоятельно не определяет базовые параметры, не занимается суммированием величин мощности. Транспортный налог для гибридных машин налоговики исчисляют на основании сведений организаций, которые ставят ТС на учет.
Информацию о зарегистрированных машинах и автовладельцах в налоговую передает ГИБДД. Сведения об энергоустановках, двигателях и прочем поступают в налоговую инспекцию по утвержденной форме. Из-за невнимательности сотрудника или технического сбоя данные о машине могут отличаться от указанных в ПТС.
Не помешает проверить упомянутые в статье параметры гибрида, изучить региональные ставки и оценить правильность начисленного налога.
к содержанию ↑Пора продавать: у владельцев электромобилей скоро отберут все льготы
Минэкономики, Минтранс и «Автодор» не могут договориться насчет продления бесплатного для владельцев электромобилей проезда по платным дорогам. Длительные переговоры начались еще осенью, но ведомства и дорожники пришли к соглашению до сих пор. Напомним, льгота действовало с 1 марта по 31 декабря 2023 года и до сих пор не продлена.
Почему, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Поделиться
Повальная любовь к электромобилям, внезапно возникшая в сердцах обеспеченных и технократичных россиян, девятым валом прокатилась по улицам Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи, краешком задев Урал, Сибирь и Дальний Восток. Tesla, отчаянно конкурирующая с фантасмагоричными китайцами, новоявленные российские Evolute, немножко европейцев, в конце — концов «Москвич»! Какие санкции, граждане, у нас есть всё и все! Так почему «электрички», пусть и в малых количествах, внезапно появились на отечественных, мало приспособленных к «зеленым авто, дорогах?
Причин на самом деле несколько. Первая, конечно, мода: электрокары стараниями Илона Маска стали признаком достатка, высоты социальной ступеньки и вообще обязательным атрибутом в некоторых ‘кругах». Хочешь быть — изволь соответствовать.
А «быть» у нас, как известно, хотят плюс-минус все. Далее следует, конечно, ценовая составляющая: «битки» из Белоруссии и «китайский завоз» внезапно оказались соизмеримы по цене с обычным бензиновым кроссовером, но выглядели при этом в разы привлекательнее.
Кто в салоне китайских Li или Voyah побывал — соврать не даст: там космос, который, кажется, уже не переплюнуть. Тем, кто в радиус «3—4 миллиона» со своим бюджетом не попадал, предложили Evolute, сразу получивший большие госдотации и сопоставимый по цене с новой LADA Vesta.
10367
к содержанию ↑Автомобилисты предсказали мрачное будущее электромобилям в России
Что ждет «электрички» на нашем рынке
Читайте также
Третий важный аспект — льготы. Электромобили «на село» не пришли, став символом крупных городов, так что бесплатный проезд по платным дорогам — оксюморон, но как есть — а так же бесплатная парковка на всех, подчеркиваем, возможных городских паркингах, где часовая аренда места доходит до 480 рублей — это серьезный аргумент.
А тут еще и бесплатная зарядка на городских парковках. Прикинув арифметику, можно было прийти к невероятному выводу: при ежедневной поездке на работу в центр, «электричка» окупалась за три года. Проще говоря, полностью отбивала вложенные деньги и начинала приносить чистую прибыль.
Для особо привередливых читателей напомним экономические базисы: сокращенные издержки есть прибыль.
Короче говоря, в Москве и других крупных городах накопилась ощутимая масса электромобилей: льготы начали не в лучшую сторону сказываться на бюджете города. И дальше будет только хуже и затратнее, а бюджеты у нас, как известно, дефицитные. Не до жиру.
Да и владельцы платных участков дорог уже подсчитывают потери: около 300 000 раз «электричики» проехали по их асфальту, не заплатив ни копейки.
11521
к содержанию ↑Выставка электроники CES−2024: почему российский автопром обречен остаться лузером
Когда безнадежное отставание от лидеров — во благо
Читайте также
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»
- #АЗС
- #автопродажи
- #авторынок
- #платная парковка
- #электромобили
- #платные дороги
Налоги и льготы на электромобили
Электромобили пришли в наш мир и уходить, очевидно, не собираются. Наоборот, все больше компаний декларирует полный отказ от ДВС и переход на так называемую зеленую энергию. В России электромобильное движение тоже имеет место быть, поэтому мы решили рассказывать вам, что там по налоговым ставкам, потому что они отличаются в зависимости от региона.
Если вы хотите купить электрокар или гибрид – прочитайте эту статью, которая ответит на все вопросы.
В каких регионах нет транспортного налога на электрокары
На федеральном уровне налог на электрокары не отменен, просто в отдельных регионах установлен нулевой коэффициент, или нулевая ставка, как вам удобней. На 2023 год эта нулевая ставка действует в следующих субъектах Российской Федерации:
- Город Москва
- Республика Башкортостан
- Республика Бурятия
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Ингушетия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Удмуртская Республика
- Красноярский край
- Амурская область
- Астраханская область
- Белгородская область
- Воронежская область
- Иркутская область
- Калужская область
- Камчатский край
- Кемеровская область
- Костромская область
- Ленинградская область
- Липецкая область
- Московская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Смоленская область
- Тульская область
- Ульяновская область
- Забайкальский край
- Ярославская область
- Республика Крым
© Wikimedia Commons
При постановке электрокара на учет во всех этих регионах транспортный налог составит ноль рублей в год.
к содержанию ↑Регионы с ограничением на максимальную мощность
Так же есть регионы, в которых не облагаются налогом только бюджетные электрокары с небольшой мощностью:
- Волгоградская область (до 150 л.с.)
- Калининградская область (до 150 л.с.)
- Краснодарский край (до 150 л.с.)
- Тюменская область (до 150 л.с.)
- Ямало-Ненецкий автономный округ (до 150 л.с.)
- Курская область (до 200 л.с.)
- Мурманская область (до 200 л.с.)
- Новгородская область (до 200 л.с.)
- Город Севастополь (до 200 л.с.)
- Тамбовская область (до 250 л.с.)
Поставив на учет в одном из этих регионов условную Tesla на 500+ лошадиных сил, вы будете платить полноценный транспортный налог, как будто владеете автомобилем с ДВС/
© Wikimedia Commons
к содержанию ↑Регионы со скидкой на транспортный налог для электрокаров
Еще в некоторых субъектах налог не отменен, но есть приятная скидка:
- Кабардино-Балкарская Республика (50%)
- Хабаровский край (50%)
- Нижегородская область (50%)
- Свердловская область (50%)
- Ханты-Мансийский автономный округ (20%)
Оплачивая налог в установленный срок, вы получаете от 20 до 50% скидку, что тоже приятно. Допустим, налог на Tesla может составить около 100 000 в год, а при скидке 50% вы заплатите лишь 50 тысяч рублей.
к содержанию ↑Отмена налоговых скидок на электрокары
В некоторых республиках установлены сроки, после которых скидки могут быть полностью отменены. Например, в Республике Крым нулевая ставка налога прекратит свое действие 1 января 2025 года, а в Кемеровской области – 1 января 2029 года. Но нужно помнить, что такие сроки в любой момент могут быть пересмотрены по решению местной администрации.
Льготы на гибридные машины
Гибридные автомобили отличаются от электрокаров тем, что используют одновременно два типа двигателя: ДВС и электрический. К сожалению, федеральных льгот на гибридные машины не установлено, но в Сахалинской области и Камчатском крае на текущий момент действует скидка 50% на транспортный налог. В Ханты-Мансийском же округе скидка ниже – 20%.
Во всех остальных округах никаких скидок нет, поэтому владельцы гибридов платят такой же налог, как и владельцы машин с бензиновым или дизельным двигателями. Налог нужно рассчитывать по ставке для субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль.
© Wikimedia Commons
Также в некоторых городах электрокарам предоставляются бесплатные парковки и есть возможность за счет города заряжать аккумуляторы, на чем можно неплохо сэкономить за год.
Три типа «электричек»
Способ вычисления мощности зависит от типа машины с электротягой. Есть три разновидности.
- Чистые электромобили имеют привод только электромоторами в количестве от одного до четырех, причем их мощность может достигать чудовищных величин (по меркам простых автомобилей). К чистым электромобилям относятся все Tesla, Zeekr 001, Volkswagen ID.4, большая часть моделей Evolute, «Москвич-3е».
- «Параллельные» гибриды имеют и ДВС, и электромотор (или моторы), причем колеса могут приводиться от любого из них. Самый известный автомобиль такого типа — Toyota Prius, и схема в целом распространена именно в Японии. Другие примеры — Honda Stepwgn Spada V, Honda Vezel, Toyota RAV4 PHV.
- Последовательные гибриды: они стремительно набирают популярность. По сути это электромобили, у которых колеса приводятся только электромоторами, а ДВС работает исключительно для генерации электроэнергии и нужен для увеличения хода на зарядке. Такие гибриды имеют достаточно емкую батарею, которую можно подзаряжать от сети (plug-in гибриды или PHEV). К последовательным гибридам относятся многие модели Voyah, неожиданно популярные в России Lixiang L7, гибриды Aito и новый монстроузный M-Hero I.
Принцип 30-минутной мощности
У тяговых электромоторов, в отличие от ДВС, есть два типа мощности: максимальная и 30-минутная. Первая цифра красива и указывается во всех релизах и тест-драйвах, но подавляющее большинство электромобилей не могут выдавать ее длительное время (начинается перегрев или электромоторов, или батарей). Поэтому для сертификационных целей определяется 30-минутная мощность, которую электромобиль может выдавать полчаса и больше.
Разница очень существенна: например, для двухмоторных Zeekr 001 пиковая и 30-минутная мощности составляют 544 л. с. и 218 л.
с. соответственно, для Volkswagen ID.4 — 204 л. с.
и 95 л. с., для «Москвич-3е» — 193 л. с.
и 68 л. с.
В России за базовую мощность электромотора берется меньшая, то есть 30-минутная . Это решение утверждено еще в 2015 году коллегией Евразийской экономической комиссии, на него же ссылаются российские фискальные органы. Например, 30-минутная мощность фигурирует в письмах Минфина от 29 января 2021 года № 03-13-12/5697 и 6 февраля 2023 года № 03-05-04-04/9167.
Не то чтобы этот принцип соблюдался повсеместно, и владельцы электромобилей периодически жалуются на попытки тех или иных органов (например, страховых компаний) принять за базу полную мощность, но в официальных документах мы видим требование брать за базу меньшую из цифр.
Принцип 30-минутной мощности распространяется и на электромоторы гибридов, но с ними возникает другой нюанс: как суммировать мощность ДВС и электродвигателей?