Оборудование специального рабочего места для инвалидов
Принимая в штат компании сотрудника с инвалидностью, работодатель несёт ответственность за подготовку рабочего места. Оно должно быть безопасным и удобным для человека с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно знать требования к оснащению и обустройству рабочих мест инвалидов 1 и 2 группы.
Обязанности по приему инвалидов на работу
Предусматривать рабочие места для сотрудников с ОВЗ должны все компании, в которых штат составляет 35 и более человек. На такие организации не распространяется требование по квотированию рабочих мест, но они могут принимать сотрудников с ОВЗ на свое усмотрение. Данное требование содержится в ст.21 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г.
Если в штате компании числится от 35 до 100 человек, то от общего числа работников выделяется 2% на квоту для инвалидов. Если численность больше 100 человек, то выделяет от 2% до 4%. Это минимальные рамки, работодатель вправе самостоятельно увеличивать количество квотированных рабочих мест.
В случае неправомерного отказа от приема инвалида или создании отдельного места для сотрудников с ОВЗ, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей для руководителя и до 50000 рублей для организации.
к содержанию ↑Когда понадобится такой документ
Без характеристики от работодателя невозможно адекватно оценить специфику деятельности служащего. Врачебная комиссия МСЭ определяет, насколько серьезное влияние оказала травма на здоровье сотрудника и на возможность продолжать трудовую деятельность. Специалистам предстоит вынести следующее решение:
- способен ли человек продолжить выполнять обязанности в прежнем объеме;
- если нет, то насколько необходимо ограничить его трудовые обязанности;
- придется ли отстранить его от трудовой деятельности и назначить группу инвалидности.
ВАЖНО!
До 1995 года экспертизу проводила врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК). Ее функции передали МСЭ после принятия закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 .
Кто и по какой форме оформляет
Заполнить и выдать характеристику для МСЭ обязан работодатель. Составляют и заверяют ее как минимум два сотрудника — кадровик, бухгалтер, врач и др. После них подпись ставит генеральный директор.
Единого шаблона в законе не установлено. Обычно бланк предоставляют в бюро МСЭ вместе со списком необходимых для экспертизы бумаг. Но руководство компании вправе самостоятельно подготовить типовую форму, учитывая требования.
Составляют документ в двух экземплярах на листе формата А4.
Вот пошаговая инструкция, как заполнить производственную характеристику для МСЭ, что необходимо в нее включить:
- Напишите полностью фамилию, имя и отчество, должность сотрудника, которому требуется экспертиза, и реквизиты компании, в которой он трудится.
- Укажите стаж, трудовые функции, технологию выполняемых работ с описанием сведений по результатам СОУТ.
- Подробно опишите условия, характер труда (умственный или физический), режим труда и отдыха и др.
- Сведения о том, насколько человек справляется с объемом обязанностей.
- Условия зарплаты (оклад, премиальная, сдельная), доходы за 12 месяцев.
- Отметьте, когда человек находился на больничном и какие ограничения введены для работника по состоянию здоровья.
- Переводили или нет на другую должность в связи с болезнью и есть ли такая возможность на предприятии.
Такая характеристика отличается от других тем, что не является позитивной или негативной, не носит рекомендательный характер для работодателя. Она предоставляет объективные сведения информационного характера.
ВАЖНО!
Закон не обязывает юридическое лицо напрямую создавать документы для экспертизы. Но по запросу сотрудника работодателю отводится 3 рабочих дня на выдачу любых документов, касающихся его трудовой деятельности ( ст. 62 ТК РФ ).
Отказать работнику он не вправе, даже если заявитель уже уволен.
к содержанию ↑Образец производственной характеристики для МСЭ: готовая инструкция по составлению:
В справке последовательно указывают:
• Наименование и реквизиты компании, в которой числится работник;
• Отдел, в котором работает гражданин;
• Условия труда (длительность рабочего дня, сменность и т.п.);
• Рабочее место (стационарное, нестационарное, прочее);
• Технологию выполняемых работ с описанием сведений по результатам СОУТ;
• Категория тяжести выполняемых работ (класс условий труда по тяжести);
• Заработок за 12 последних месяцев (помесячно);
• Периоды временной нетрудоспособности по больничным листам за последние 12 месяцев;
• Какие проявления заболевания зарегистрированы во время работы (аллергическая реакция, головная боль, тошнота, высокое АД и пр.);
• Если в течение последних 12 месяцев в связи с имеющимися симптомами или заболеваниями работника переводили на другую работу, это тоже нужно указать.
Бесплатные вебинары с баллами НМО для руководителей медорганизацийОплата труда по новым правилам: сверхурочные, соцвыплаты, оклады 11 сентября 2024Тренды экспертной деятельности в ОМС в 2024 и ожидания 2025 года 13 сентябр 2024
Главный источник сведений для заполнения производственной характеристики для МСЭ – результаты спецоценки условий труда (СОУТ). Также потребуется информация из бухгалтерских документов (сведения о зарплате и больничных), из трудового договора с сотрудником и должностной инструкции, в которых прописаны требования к квалификации, специальности, обязанности работника, график труда.
Если работник занят на вредных условиях труда, то необходимо в справке указать, какие меры работодатель предпринимает по снижению воздействию вредных факторов (регулярные профосмотры, компенсационные выплаты, предоставление путевок для лечения в санаториях, профилакториях, предоставление дополнительных дней отпуска, молока и пр.).
Такая производственная характеристика для МСЭ, образец которой можно оформить по этим сведениям, будет включать исключительно информационные сведения без рекомендаций относительно решения комиссии.
Производственную характеристику для МСЭ подписывает руководитель учреждения, вторая подпись ставиться специалистом по охране труда, кадровиком и непосредственным руководителем направляемого на освидетельствование гражданина.
Характеристику составляют в двух экземплярах. Один отдается работнику для предоставления по месту требования, второй остается в организации. В журнале выдачи документации сотруднику можно сделать пометку.