Сколько лет ребенку в 3 классе: возраст, обучение и развитие
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, т.е. развивает познавательную рефлексию.
Возможно существенное снижение творческих способностей, стремление фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него синонимично тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться.
Если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому незачем стараться».
У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить её эффективность.
Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит её наглядное отображение.
Продолжает активно развиваться воля ребенка Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Развиваются произвольное внимание и память. Но концентрация может снижаться к концу дня. Недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе.
Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.
В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишняя опека сильно угнетает.
Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
СИТУАЦИЯ: Ребенок приходит домой и жалуется на своих одноклассников, например, кто-то не хочет с ним дружить, или обзывался, толкался и т.д.
Ошибочная реакция родителей: часто родители, расспросив ребенка о подробностях события, почему это происходит и в чем это выражается, наполняются сами гневом и обидой. Они представляют себя на месте своего ребенка и начинают испытывать чувства, которые были бы у них в этой ситуации, заражаются негативом. Т.е.
проживают ситуацию вместо ребенка (а не вместе с ребенком). И конечно, советы, которые они могут дать ребенку тоже детские (ты с ним тоже не дружи, ударь в ответ, «забери свои игрушки и не писай в мой горшок» и т.д.). Взрослый скатывается в позицию ребенка и начинает отыгрывать свои прошлые детские нерешенные задачи.
Это не помогает его ребенку установить дружеские отношения с одноклассниками и научиться самостоятельно и позитивно решать встающие перед ним вопросы, преодолевать трудности. Еще хуже, если родители детей начинают разборки между собой.
Лучше спросить ребенка, какие чувства он испытывает в данной ситуации. А они могут быть различными. Например, зависть, что у его одноклассника есть то, чего нет у него, и поэтому возникает ссора.
Это может быть и огорчение, и злость, и раздражение («он всегда первый лезет, а потом плачет»). Любое негативное чувство «прячет» за собой какую-то нереализованную потребность.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Постарайтесь понять, какая потребность не удовлетворяется в данном случае у вашего ребенка, и постарайтесь найти пути её удовлетворения. Если это потребность в успехе, чтобы быть в чем-то лучше всех, чтобы его выделили и похвалили при всем классе, подумайте, что можно сделать для обеспечения успеха (обычно в классе проводится много дел, где можно себя показать). Тогда может и дружить с ним захотят больше сверстников.
Если это потребность в любви и понимании, то удовлетворить её можете прежде всего именно Вы. Тогда у ребенка станет больше уверенности в себе, и он будет адекватнее реагировать на события в отношениях со сверстниками.
Если это потребность в общении с ребятами, то подскажите эффективные способы общения, понимания других, сочувствия, оказания помощи и поддержки друзьям.
Если ребенку кажется, что он хуже всех потому что у него нет определенных вещей, что он не был за границей и т.д., объясните, что все это достижения не его одноклассника, а его родителей, переключите его внимание на какие-то положительные моменты, которые стоит ценить в вашей семье. Внушите гордость за свою семью. Поговорите о жизненных ценностях.
В любом случае, если вам удастся поговорить с ребенком так, чтобы он словами назвал свои чувства, это уже ослабит его эмоциональную напряженность и даст возможность думать о следующих шагах.
Возрастные особенности третьеклассника.. Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. — презентация
Презентация на тему: » Возрастные особенности третьеклассника.. Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.» — Транскрипт:
1 Возрастные особенности третьеклассника.
2 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.
3 Период младшего школьного возраста (7– 11 лет) Особенности роста и развития: Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. Начало второго вытяжения максимальные приросты тела в длину у девочек 10–11.5 лет (7–8 см в год); у мальчиков с 13.5– 15.5 лет (8–10 см в год). С 8–9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела).
К 10–12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. Прослеживаются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию поло специфического телосложения. Происходит замена молочных зубов на постоянные
4 Нервно-психическое развитие: От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется учебной. В 8–10 лет совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления.
Значительный удельный вес конкретно-образного мышления. В 7–9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.
Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя. В этом возрастном периоде решается направление развития личности
5 Особенности ЦНС: Заканчивается морфологическое формирование. К 10–12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. В 9–10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС.
К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.
6 Скачок в умственном развитии.
7 Учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением, устойчивостью внимания.
8 Снижение творческих способностей, стремление фантазировать.
9 Снижение самооценки. «Я плохой, потому что плохо пишу».
10 Развивается воля ребёнка.
11 Возникают коллективные связи. (Ребёнок может обосновать причину выбора друга или своё нежелание дружить)
12 Осознаёт свою роль в семье, отношения между родителями.
13 Излишне сильная опека начинает угнетать ребёнка.
14 Факторы, непосредственно определяющие успешность обучения в младшем школьном возрасте. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Развитая память. Развитые мыслительные способности. Развитие у школьников интереса к чтению.
15 Развитие внимания При овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания; Обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам
16 Упражнения для развития внимания. Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова: 1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА 2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР 3.
РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА 4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
17 Упражнения для развития внимания. Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания. Разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГ РАОКНО Разделить «склеенные» между собой предложения: БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕ КИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУ ЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ Вычеркнуть повторяющиеся слова: МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧ НЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХО ДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕПИСКРЫБАНЕБОДЕТИ МОРЕ
18 Упражнения для развития внимания. Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания. Расставить числа в порядке возрастания: 5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15,1 7, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах: 3+12= = =2 23+3= = =9 16-9=7 16+9= = =6 15+9= = = = = = =5 12-9=3 5+17= = = = = = = = = =6 19-6= = = = =8 4+18= =23 Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, — ответить, что пусть он делает так, как понял.
19 Упражнения для развития внимания. Развитие произвольного внимания, быстроты распределения и переключения внимания. Для развития устойчивости внимания.
Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если Вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним. Для тренировки распределения и переключения внимания. Измените инструкцию.
Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.
Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
20 Упражнения для развития памяти. Развитие зрительной памяти. Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник).
Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же. Усложнить задание можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Другой вариант: Вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
21 Развитие памяти. Приемы, помогающие запоминанию. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши.
Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать при прочтении фраз. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие).
Отвечая на Ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. А затем снова попросите сделать пересказ и Вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным
22 Развитие памяти. Приемы, помогающие запоминанию. Попробуйте применить так называемую смысловую систему.
Например, называются 10 слов: НОЧЬ, ЛЕС, ДОМ, ОКНО, КОТ, СТОЛ, ПИРОГ, ЗВОН, ИГЛА, ОГОНЬ. Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче: НОЬЮ В ЛЕСУ В ДОМ ЧЕРЕЗ ОКНО ВЛЕЗ КОТ, ПРЫГНУЛ НА СТОЛ, СЪЕЛ ПИРОГ, НО РАЗБИЛ ТАРЕЛКУ, ПОСЛЫШАЛСЯ ЗВОН – ОН ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ОСКОЛОК ВПИЛСЯ ЕМУ В ЛАПУ, КАК ИГЛА, И ОН ОЩУТИЛ В ЛАПЕ ОЖОГ, КАК ОТ ОГНЯ.
23 Развитие памяти. Помните: мы лучше всего запоминаем: — то, чем постоянно пользуемся; — то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия); — то, что нам нужно; — то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями; — то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
24 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью». Л.Н. Толстой
к содержанию ↑Возрастные особенности учащихся начальных классов (3 класс)
В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.
Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок, может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».
У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.
Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.
Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы.
Произвольность поведения и деятельности.
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.
Следует учить детей управлять своим поведением.
Развитие произвольности идет по двум направлениям:
формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.
Желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения.
Стремление “быть как все” возникает в условиях учебной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.
Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.
В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста.
Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. – Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Замкнутость, одиночество. – Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. – Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Появление тайн, озорство, шалости. – Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры.
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.
1. Использовать прогулки, поездки.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
3. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
4. «Золотой возраст памяти»
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.
3. Поощрять к обогащению его словарного запаса. последовательности событий.
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха, учиться понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности.
Ребенок начинает быть самостоятельным.
Приспосабливается к обществу вне семейного круга.
Ищет группу ровесников того же пола.
Учить дружелюбию, не изолировать себя от сверстников..
1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.
1. Познакомить с детством известных людей.
2. Рассказывать захватывающие истории о сверстниках.
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
Младшие школьники: как проходят этапы их развития
В начальной школе учатся дети 6,5–12 лет. Для них ведущей деятельностью становится уже не игра, а обучение. Главное психологическое изменение в этом возрасте — появление внутренней позиции обучающегося и умение учиться.
Рассмотрим типичные этапы развития младших школьников.
Физическое развитие
Обычно у первоклассников крупная моторика развита лучше мелкой, поэтому они достаточно легко выполняют физические упражнения и с трудом справляются с мелкими деталями, например с поделками. Моторный контроль и выносливость улучшаются к концу года и совершенствуются уже во 2-м классе и далее.
В возрасте 10–12 лет девочки и мальчики начинают развитие по разным траекториям. Девочки активно растут и быстрее достигают переходного возраста, а мальчики делают всё то же самое, но позже.
Рекомендации родителям:
- тренировать мелкую моторику, например через творчество;
- следить за режимом дня и питания;
- искать необычные способы развлечения детей: например, пройти препятствия или устроить танцевальный батл.
Социальное развитие
К концу 1-го класса всё большую роль начинает играть мнение одноклассников, а к 10–11 годам дети становятся более заинтересованными проводить время со сверстниками.
В 4-м классе дети активно осваивают невербальный язык. Например, движения, закатывание глаз, вздохи. Начинают активнее менять тон и интонацию в зависимости от ситуации.
Рекомендации родителям:
- поддерживать не только учебную деятельность, но и внеурочную, например посещение кружков или онлайн-клубов;
- поддерживать авторитет учителя;
- предлагать коллективные развлечения, например поход для всего класса.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие — это работа над мышлением, ощущением, восприятием, вниманием, памятью и волей.
В младшем школьном возрасте активно формируется умение мыслить, решать задачи, давать определения понятиям, фантазировать. К концу 1-го класса дети могут сосредотачивать внимание на протяжении всего урока. Здесь закладывается фундамент рефлексии и произвольности поведения, то есть подчинение правилам, умение действовать по образцу, стремление не отвлекаться.
Уже во 2-м классе дети начинают понимать причинно-следственные связи, учатся задавать вопросы для поиска дополнительной информации и стараются планировать день, неделю и даже рисунки: например, что нужно нарисовать сначала, а чем закончить. При этом сложно даётся отделение фактов от мнения, всё принимается за чистую монету.
В 3-м классе у ребёнка появляются абстрактные идеи и мысли, он в состоянии прогнозировать последствия действий и понимает, почему изменилась погода или настроение мамы.
Рекомендации родителям:
- задавать открытые вопросы для развития аналитического мышления, например «Почему так случилось?» или «Как ты думаешь, что способствовало поведению героя?»;
- предлагать игры на внимание, например таблицы Шульте, где необходимо искать числа или букву в прямом или обратном порядке, или «Найди отличия»;
- вместе рисовать абстракции, например несуществующих животных, или просто водить кистью с краской по холсту.
Эмоциональное и чувственное развитие
Как правило, у ребёнка младшего школьного возраста преобладает жизнерадостное настроение, все обиды быстро проходят, а воспоминания о негативных моментах практически не остаются. При этом они часто расстраиваются и даже плачут по поводам, которые взрослому человеку могут показаться не стоящими того. Это происходит из-за эмоциональной и чувственной незрелости.
В 1-м классе ребёнок может испытывать противоположные чувства: с одной стороны, он счастлив и горд, что стал школьником, а с другой, смущается и чувствует робость из-за незнания или непонимания новых правил. Развиваются эстетические чувства: например, дети с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку и читают стихотворения наизусть.
Важное место в жизни детей из начальной школы занимают чувства, которые выражают отношение к учителю. Чаще всего это привязанность и глубокое уважение, которое сохраняется на долгие годы.
Рекомендации родителям:
- поощрять детей своим вниманием;
- воспитывать не словом, а собственным примером;
- позволять ребёнку отдаляться, например чаще видеться с друзьями.