Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2025 г. “О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2025 г. № 1538, а также отдельные виды минеральных удобрений”
Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2025 г.
“О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1538, а также отдельные виды минеральных удобрений”
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1538 Министерство экономического развития Российской Федерации уполномочено определять по итогам мониторинга курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, ставки вывозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру товаров, исходя из их размера, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1538 и сносками «20С», «22С» и «23С» к ставкам вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г.
№ 2068, а также размещать указанные ставки на своем официальном сайте в сети «Интернет».
1. Ставка вывозной таможенной пошлины на товары, указанные в пункте 1 постановления Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1538, на период с 1 по 31 августа 2025 г. включительно
Ставка вывозной таможенной пошлины |
---|
4,5 % от таможенной стоимости |
2. Ставки вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения со сносками «20С», «22С» и «23С» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 2068 на период с 1 по 31 августа 2025 г. включительно
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование позиции | Ставка вывозной таможенной пошлины |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
3102 | удобрения минеральные или химические, азотные | 10 %, но не менее 1100 рублей за тонну |
3103 | удобрения минеральные или химические, фосфорные | 10 %, но не менее 2100 рублей за тонну |
3104 | удобрения минеральные или химические, калийные | 10 %, но не менее 1800 рублей за тонну |
3105 | удобрения минеральные или химические, содержащие два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий; удобрения прочие; товары данной группы в таблетках или аналогичных формах или в упаковках, брутто-масса которых не превышает 10 кг | 10 %, но не менее 2100 рублей за тонну |
Обзор документа
В России действуют гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. Установлены их размеры на август 2025 г. Ставка экспортной пошлины составит 4,5% от таможенной стоимости.
Для азотных удобрений — 10%, но не менее 1100 руб. за тонну, для калийных — 10%, но не менее 1800 руб. за тонну, для фосфорных и многокомпонентных — 10%, но не менее 2100 руб.
за тонну.
к содержанию ↑Повышение судебных госпошлин ударит по розничному кредитованию и взысканию долгов — пострадают все
Госдума 23 июля рассмотрит во втором чтении законопроект № 577665-8, предусматривающий значительное — в некоторых случаях в десятки раз — повышение государственных пошлин за обращение в суд, а также введение ряда новых сборов. Особенно сильно выделяется рост госпошлин в сфере взыскания задолженностей: например, за подачу иска имущественного характера придется заплатить минимум 4 000 рублей вместо 400, а за выдачу судебного приказа — 5 000 рублей вместо 200 в действующей редакции.
Эксперты считают, что поправки не только подорвут рынок розничного кредитования, сделав взыскание небольших долгов бесперспективным, но и отрицательно скажутся на всем гражданском обороте и экономике в целом. Пострадают не только банки, МФО и коллекторские организации, но и частные кредиторы-физлица и в конечном итоге сами должники. В результате вместо повышения качества правосудия и пополнения государственной казны эффект от повышения сборов будет обратным.
Не менее прискорбными видятся и социальные последствия планируемых изменений: фактически кратно увеличивается стоимость правосудия, что неизбежно приведет к ограничению доступа к нему. В суды будут обращаться те, кто способен себе это позволить, исходя из возможностей своего кошелька, а остальные — решать вопросы другими, более «доступными способами».
Обновленную информацию по принятию законопроекта во втором и третьем чтении можно прочитать здесь.
к содержанию ↑Что предлагают законодатели
Законопроект № 577665-8, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс, был внесен в Государственную думу Правительством Российской Федерации в марте 2025 года и принят в первом чтении 26 июня. Ко второму чтению, назначенному на 23 июля, документ неожиданно скорректировали, добавив новые редакции для ст. 333.19, 333.21 НК РФ, а также для ряда других статей, где установлен размер государственных пошлин.
В пояснительной записке никакого финансово-экономического обоснования для таких радикальных изменений представлено не было.
Согласно поправкам, целый ряд госпошлин предлагается увеличить в несколько раз. Так, за подачу в суд иска имущественного характера придется заплатить минимум 4 000 рублей вместо 400 в действующей редакции, за вынесение судебного приказа минимальный размер пошлины составит 5 000 вместо 200 рублей сегодня (рост в 25 раз).
Вместе с повышением старых предлагается ввести новые пошлины за обращение с заявлением в суд:
- о правопреемстве — 3 000 рублей для физлиц и 15 000 для юрлиц;
- о выдаче дубликата исполнительного листа — 5 000 рублей;
- о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению — 5 000;
- об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения — 5 000;
- о повороте исполнения судебного акта, о разъяснении судебного акта — 5 000;
- об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок — 5 000;
- о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение, — 5 000.
Полный список изменений можно прочитать в тексте законопроекта ко второму чтению.
к содержанию ↑Пострадают даже должники
По словам юриста по взысканию и банкротствам, автора Telegram-канала «Юридические системы и технологии» Дмитрия Татаринцева, нововведения скажутся на любых спорах о взыскании, в том числе и в сфере ЖКХ, где сумма долга может быть меньше размера предлагаемой государственной пошлины.
«На возмещении ущерба по затопленной соседом квартире тоже скажется, если спор уйдет в плоскость судебного разбирательства. При подаче иска госпошлина оплачивается в размере, предусмотренном действующим законодательством. Всех участников судебных разбирательств это затронет, в том числе и должников, так как на них лягут в конечном результате эти расходы», — уверен собеседник.
Поправки затрагивают не только банки и МФО, в портфелях которых масса мелких долгов, но и простых граждан, которые ссужают знакомым деньги под расписку. Вернуть долг через суд в случае неуплаты будет проблематично. Кредитор лишний раз подумает, стоит ли платить несколько тысяч рублей за выдачу судебного приказа, который должник может отменить, написав простое заявление о несогласии с суммой долга, или лучше решить вопрос другим способом.
Криминализация взыскания, с которой так активно боролись и, казалось бы, победили правоохранительные органы, может вернуться на повестку дня.
Что касается банков и МФО, то закон создает для них новую реальность, в которой экономическая модель кредитования прошлых лет требует пересмотра. Судиться с должниками из-за небольших сумм будет дорого и невыгодно, а продать долг коллекторам с введением новой государственной пошлины за правопреемство в размере 15 000 рублей будет невозможно. Единственным выходом из сложившейся ситуации для кредитно-финансовых организаций видится ограничение розничного кредитования, которое являлось драйвером экономического роста последних лет.
Стоит ожидать увеличения минимальной суммы кредита и включения в его стоимость рисков взыскания. В результате доступ к кредитованию может быть закрыт для малообеспеченных слоев населения.
к содержанию ↑«Предлагаемое законопроектом повышение госпошлин прежде всего скажется на мелких долгах, которые будут оставаться на балансах самих первичных кредиторов. В конечном счете это может привести не к повышению сборов в бюджет, а лишь к уменьшению розничного кредитования не только в МФО, но даже и в банках — не забываем про кредитные карты и остатки по ним. При этом не надо забывать, что при желании все расходы, включая госпошлину, истец может возложить на ответчика. Правда, надо еще «побегать за зайцем, чтобы ему фотографию отдать»», — добавил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.
«Прогноз: сокращение количества исков, ужесточение скоринговых систем»
По словам председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам разрешения долговых споров, генерального директора Центра развития коллекторства Дмитрия Жданухина, внесение поправок в НК РФ стало «шоком для рынка».
«Эти изменения кардинально повышают стоимость судебного взыскания. Раньше в России она компенсировалась цифровизацией, но, видимо, этого оказалось недостаточно и решили поднять стоимость судебных процедур. Принятие закона повлияет и на коллекторов, которые специализируются на внесудебном возврате задолженности, поскольку в их работе всегда присутствует возможность конвейерного искового взыскания, и сейчас должники понимают, что оно легко и быстро может быть запущено в их отношении», — рассказал «Рынку Взыскания» Дмитрий Жданухин.
По мнению эксперта, вероятность того, что в законопроекте будут серьезные корректировки, мала. Как будут адаптироваться коллекторы, которые делали ставку на чисто судебную работу, пока непонятно.
«Мои прогнозы: сокращение количества исков, ужесточение скоринговых систем, для того чтобы более строго оценивать перспективы реального взыскания, развитие судебного финансирования — когда для крупных споров привлекается внешнее финансирование на условиях раздела последующего результата. Какие-то подвижки могут быть и по линии внесудебной работы, она станет очень важной», — резюмировал эксперт.
Участники рынка соглашаются с тем, что принятие законопроекта в текущем виде однозначно изменит правила игры на рынке кредитования и взыскания. Новации повлияют не только на внутренние процессы всех финансовых учреждений, но и на весь гражданский оборот и экономику в целом. Вырастет количество невыполненных обязательств и банкротств.
Огромное количество больших и мелких кредиторов не смогут вернуть свои деньги.
Перспектива наполнения государственного бюджета за счет повышения государственных пошлин выглядит туманной — эффект от принятия поправок в НК РФ может оказаться обратным. В силу невозможности взыскания сегмент розничного кредитования, который активно рос последние годы, может сократиться, а вместе с ним и темпы роста экономики в целом. Вряд ли именно таких результатов от реформы ждут в Правительстве РФ.
Вызывают опасения и социальные последствия подорожания судебных услуг. Граждане и предприятия со скромным бюджетом попросту не смогут себе позволить обращаться в суды. Российское правосудие, которое всегда качественно выделялось перед западным своей доступностью, обеспечивая конституционные гарантии судебной защиты каждого, потеряет свой облик.
Это значит, что роль арбитра в спорах могут взять на себя внесудебные институты, память о которых еще жива в умах миллионов россиян.
Редакция «Рынка Взыскания» направила журналистские запросы в Верховный Суд и Правительство РФ с просьбой объяснить, с точки зрения исполнительной и судебной власти, цель и смысл вносимых в НК РФ поправок. С ответами можно будет ознакомиться в наших будущих публикациях. Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Следующая