Акт выбраковки товара
Товар, поступающий в организацию, должен проверяться на:
- количество,
- вес,
- сортность,
- целостность упаковки и т.д.
Это необходимо для того, чтобы товар ненадлежащего качества не пошел дальше по цепочке сбыта, не ушел на производственные линии и не привел к каким-либо неприятным последствиям для приобретателя.
Обычно проверка проводится путем простого осмотра, пересчета или взвешивания.
Если в прибывшем грузе выявляется какой-либо брак или дефект, об этом составляется специальный акт. Дальнейшие действия определяются договором между сторонами.
В некоторых случаях проверке подвергается не вся партия товара, а выборочные изделия (такие моменты сторонам обязательно следует оговаривать заранее).
к содержанию ↑Какие изъяны можно признать браком
В качестве брака можно признать всевозможные дефекты, изъяны и неисправности по вине производителя:
- механические повреждения,
- просрочку,
- смятие упаковки,
- вздутие банок,
- бой,
- отсутствие крышек и т.д.
Хорошо, если все возможные виды брака будут указаны непосредственно в договоре.
Поломки, наступившие в процессе доставки, произведенной транспортной организацией или самим покупателем признать браком нельзя.
к содержанию ↑Что делать с бракованным товаром
Прежде чем заключить договор, стороны должны определить, что делать с бракованным товаром – ситуации выявления такой продукции совсем не редкость, и это следует обязательно предусмотреть.
Наиболее распространены несколько вариантов:
- В первом случае покупатель возвращает бракованные изделия поставщику, а тот возмещает затраченные на него средства.
- Во втором – поставщик предлагает потребителю скидку, которая может компенсировать понесенные в результате брака расходы.
- Еще один путь: уменьшение задолженности покупателя через списание бракованных товарно-материальных ценностей.
- Случается, что при выявлении брака происходит банальная замена негодного товара на товар надлежащего качества.
На что обратить внимание при составление акта
На данный момент времени не существует строго установленного образца акта выбраковки. Исходя из этого, представители организаций имеют полное право писать его в свободном виде или по внутреннему, утвержденному в учетной политике фирмы, шаблону.
При этом, то, какой способ написания выберет компания, не влияет на обязательные сведения, которые должен содержать любой подобный документ:
- дата, номер, место составления,
- полное (с указанием организационно-правового статуса) название компании,
- должности, фамилии-имена-отчества присутствующих при выбраковке членов комиссии.
Информацию, касающуюся бракованной продукции, лучше оформить в виде таблицы, куда следует вписать:
- наименование бракованной продукции,
- количество,
- дату поступления,
- характер брака (вздутие, потеки, заплесневение, нарушении сортности и т.п.),
- срок эксплуатации и пр.
Объем таблицы может быть совершенно произвольным, в зависимости от тех параметров товара, которые в данном документе желает указать покупатель.
Акт может составляться на один вид товара или сразу на несколько.
Если наименований несколько, то в таблице им следует присваивать порядковые номера.
К акту могут прикладываться и какие-то дополнительные документы (например, заключение эксперта). Их наличие нужно указать в информационной части бланка.
к содержанию ↑Оформление акта: основные моменты
К оформлению, как и к содержанию документа, закон не предъявляет никаких особенных требований: его можно писать от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом) или печатать на компьютере на простом чистом листе бумаги или на фирменном бланке организации.
Непреложно надо соблюдать лишь одно правило: акт должен быть подписан всеми сотрудниками предприятия, присутствовавшими при выбраковке товара и составлении документа (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных любым способом, автографов недопустимо – нужны только «живые» подписи).
Визировать акт при помощи печати или штампа необязательно, поскольку с 2016 года юридические лица имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия.
Акт пишется как минимум в двух экземплярах, один из которых остается у покупателя, второй отправляется поставщику товара. При необходимости можно сделать и дополнительные копии (например, для членов комиссии).
к содержанию ↑Как, где и сколько времени хранить документ
Акт нужно хранить вместе с прочими бумагами фирмы на протяжении срока, установленного законом РФ или внутренними нормативно-правовыми документами организации (но не менее трех лет), после чего его можно уничтожить.
Возможные выходы из ситуации с бракованным товаром
Рассматривать подобные случаи и договариваться о порядке действий, на самом деле, стоит ещё до начала сотрудничества и получения первой партии. Это поможет вам и компании избежать значительных затрат, так как от условий и реакции поставщика во многом будут зависеть непредвиденные расходы и их отражение в бухучете. Так, возможны несколько вариантов развития событий:
- Поставщик не принимает обратно на списание бракованные товары: с таким лучше вовсе не сотрудничать либо компенсировать этот факт очень выгодными ценами на поставку.
- Поставщик предлагает определённый процент списания: то есть, компания готова обменять или просто забрать определённое количество (например, 1%) брака из всей партии.
- Поставщик согласен на полное списание брака: наилучший для вас вариант, избавляющий от больших финансовых рисков.
- Поставщик предлагает заменить бракованный товар бесплатно: также прекрасный вариант, позволяющий партнёру компенсировать недостаток сырья/продукции, возникающий на ваших складах в такой ситуации.
Выбирая между третьим и четвёртым случаем стоит учесть один момент: если вы занимаетесь реализацией различных приборов и аппаратуры, может оказаться выгоднее, чтобы ваш поставщик просто списал брак на приёмке и оставил товар у вас. В таком случае его можно будет разобрать, продать по запчастям и получить дополнительную прибыль. В случае же транспортировки обратно к производителю нужно заранее договариваться о дорожных расходах: их должны оплачивать не вы.
к содержанию ↑Процедура оценки качества товара
Для составления акта о списании руководителю организации необходимо своим распоряжением (приказом) назначить комиссию. Комиссия должна состоять не менее, чем из двух человек. В качестве членов комиссии назначаются лица, обладающие знаниями и практическими навыками для оценки такого рода товара и выявлении в нём брака.
Если речь идёт о трещине в посуде, то для такого брака специальные знания и приборы не нужны, но существуют технически сложные товары. Для определения брака в технически сложном товаре зачастую необходимо специальное оборудование. В случае, если в организации нет такого эксперта, следует привлечь специалиста со стороны.
Профессиональная квалификация членов комиссии будет иметь значение в дальнейшем. Поставщик может затребовать дополнительную оценку товара другим составом комиссии, обладающим необходимыми для того знаниями и навыками.
Следующая