Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации. 2.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции: 1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; 2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; 3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением; 4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования; 7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Новости по теме:   Нужно ли платить налог, если вам подарили автомобиль

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд. 2.2.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения. 3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 11 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ

Решение от 20 декабря 2023 г. по делу № 12-82/2023

Щучанский районный суд (Курганская область) — Административное

Решение от 12 декабря 2023 г. по делу № 2А-1425/2023

Зеленогорский городской суд (Красноярский край) — Административное

Решение от 4 декабря 2023 г. по делу № А40-222527/2023

Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

Решение от 22 ноября 2023 г. по делу № 2А-115/2023

Игарский городской суд (Красноярский край) — Административное

Решение от 23 июля 2021 г. по делу № 2А-282/2021

Мучкапский районный суд (Тамбовская область) — Гражданские и административные

Решение от 23 июля 2021 г. по делу № 2А-287/2021

Мучкапский районный суд (Тамбовская область) — Гражданские и административные

Постановка несовершеннолетних на учет в ПДН, причины и последствия

Полномочиями по работе с детьми, совершившими правонарушения или преступления, обладают не только органы полиции, но и КДН и ЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района или города Нижнего Новгорода, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ, соц. педагоги и др.

Стоит помнить, что на учет можно попасть только после повторных или серьезных нарушений!

Несовершеннолетнего ребенка могут направить на комиссию в различных случаях. Основанием для постановки на учет подростка может служить:

  • Когда ребенок был замечен в употреблении запрещенных веществ (наркотических, психотропных и алкоголя);
  • Если ребенок совершил правонарушение, которое предусматривает административную ответственность, но в силу возраста его не могут привлечь к административной ответственности;
  • Если ребенок совершил общественно опасное деяние, не подлежащее уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • В случае, когда несовершеннолетний не может понести уголовную ответственность из-за отставания в психическом развитии или при наличии психического заболевания;
  • Если гражданин, не достигший 18-летнего возраста, условно-досрочно освобожден от наказания из-за помилования или амнистии;
  • Если данное лицо было осуждено за совершение преступления малой или средней тяжести, но при этом освобождено из зала суда и от наказания при условии соблюдения принудительных воспитательных мер;
  • Если нарушитель получил отсрочку отбывания наказания или отложение исполнения приговора;
  • Если несовершеннолетний осужден условно, обязан выполнять принудительные работы, но не лишен свободы;
  • Если ребенок систематически покидает государственные учреждения — интернат, детский дом;
Новости по теме:   Компенсация за обучение на дому

Кстати, контролировать детей могут не только из-за их проступков, но и из-за действий их родителей (статья 5.35 КоАП РФ).

Выявленный факт или заявление с просьбой провести проверку о совершении подростком правонарушения или преступления поступает в отдел полиции УМВД России по Нижнему Новгороду. Инспектор ПДН составляет протокол, берет объяснения с подростка и его законного представителя, объяснения с потерпевшего и свидетелей, запрашивает характеристики по месту учебы и жительства ребенка, а также при необходимости проводится судебно-медицинское освидетельствование. По фактам проверки инспектор ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду выносит определение об отказе или о возбуждении дела об административном правонарушении, либо постановление об отказе или о возбуждении уголовного дела.

Определение или постановление инспектор ПДН направляет на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о постановке несовершеннолетнего на межведомственный контроль с последующей организацией с ним индивидуально-профилактической работы (или об отказе в постановке и вынесении предупреждения). По истечении 10 дней КДН должна вынести постановление. В ходе рассмотрения материала проверки, представленного полицией, заслушивают родителей или законного представителя ребенка.

Родителям необходимо представить положительные характеристики из школы, из секции, где занимается ребенок, а также его грамоты, благодарности, медали, индивидуальные достижения, рассказать про увлечения ребенка и пр. Затем убедить членов комиссии, что родители обязательно помогут подростку исправиться, что ребенок находится под контролем, дома с ним регулярно проводятся профилактические беседы, что правонарушение было совершено впервые, что ребенок проживает в полной семье, родители занимаются воспитанием ребенка, посещают родительские собрания, ребенку обеспечен отдых и досуг, родители обеспечивают правильное физическое и психическое развитие ребенку.

Важно, что решения КДН в большинстве случаев справедливы!

На профилактический учет комиссия ставит лишь после неоднократных и серьезных общественно опасных деяний в отсутствии взрослого контроля над ребенком. При единичном же правонарушении дело завершится профилактической беседой с несовершеннолетним и его родителями. Однако, бывают случаи, когда родители не согласны с постановлением КДН о постановке их ребенка на профилактический учет в ПДН.

В этом случае нужно обжаловать решение КДН в суде. На это по закону отводится 10 дней. Но даже если в суде к родительским доводам не прислушались и оставили решение (постановление) комиссии по делам несовершеннолетних в силе, то можно через полгода подать заявление о снятии ребенка с профилактического учета.

Заявление пишется в свободной форме с указанием фактов исправления ребенка, не нуждающегося больше в дополнительном контроле со стороны инспекторов ПДН. Если у подростка действительно все наладилось, то его снимают с учета окончательно. Кстати, инспекторы могут и сами заметить изменения, а значит, снять подростка с профилактического учета и без родительского заявления.

Для этого им достаточно получить согласие начальника отделения полиции. Автоматически же с учета в ПДН снимаются: лица, достигшие совершеннолетия (18 лет); по истечении условного срока наказания; при отпадении юридических оснований для подобного учета.

При постановке несовершеннолетнего на профилактический учет ОДН ОП УМВД России по Нижнему Новгороду руководствуется Приказом № 845 МВД РФ п.49.1.6 (совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

Решение КДН о постановке на профилактический учет направляется начальнику ОП УМВД России по Нижнему Новгороду. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, то заключение о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки направляется в ПДН (копия – в КДН). В карточку учета вносятся данные о ребенке, его родителях, о его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе, кружках и т.д., составляется план индивидуальной профилактической работы и лист учета профилактических мероприятий на шесть месяцев.

Затем с подростком проводится воспитательная и профилактическая работа инспектором ПДН и социальным педагогом в образовательном учреждении.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

— постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, в секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеристиками как в письменной, так и в устной форме.

— индивидуальные или совместные с КДН рейды по месту жительства «проблемных» детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми. А также направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения или ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.

— составление акта обследования бытовых условий для детей по месту жительства на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха и учебы.

Родителям подростков нужно быть очень внимательными и осторожными — в результате даже любой школьной драки или потасовки пострадавшая сторона в лице законных представителей может предъявить вам свои претензии, угрожая судом. Более того, если несовершеннолетний уже был единожды поставлен на учет в ПДН, то повторная драка в возрасте 16-18 лет может обернуться для него уже реальным сроком по статье 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).

Именно поэтому как можно раньше нужно позаботиться о защите прав своих детей, прибегнув к квалифицированной профессиональной помощи юриста по семейному и ювенальному праву. Ведь предупредить беду гораздо проще, чем анализировать ее последствия.

Новости по теме:   Когда нужно платить «дополнительные» алименты на ребенка

Идеальных детей, как известно, не бывает. Но от того, в какой семье, в какой среде воспитывается ребенок, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба.

к содержанию ↑

Поставили на учет? Как разобраться в законах о правонарушениях подростка

У подростков с трудностями поведения иногда возникают не только сложности в общении со сверстниками или учителями, но и проблемы с законодательством. Мы собрали актуальную информацию о том, какие государственные органы взаимодействуют с подростками, совершившими правонарушение, и разобрались, какие меры по профилактической работе существуют. Также делимся справочной информацией о том, куда учитель может обратиться за помощью и что происходит с учеником, когда он попадает в систему учёта.

к содержанию ↑

4 вида учетов и как подростки туда попадают

Внутришкольный учет

Совместная работа классного руководителя, социального педагога, которую курирует заместитель директора по воспитательной деятельности.

  • это признаки суицидального поведения (высказывания и записи на тему смерти, депрессивное настроение);
  • признаки зависимого поведения (нездоровый внешний вид, запах алкоголя);
  • агрессивное поведение (систематически драки, угрозы, участие в травле);
  • частые прогулы или уход из дома (если школа заметила) без объяснения причины от родителей.
  • инициировать постановку на учет в отдельных организациях социальной, медицинской и психолого-педагогической системы;
  • ходатайствовать о рассмотрении дела в КДНиЗП;
  • подготовить «карточку-представление» от школы;
  • ходатайствовать на Комиссии об исключении подростка, который не закончил общее образование;
  • выступать на Комиссии, рекомендуя перевод в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ)
  • ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Статья сайта edu.ru о категориях детей направляемых в СУВУЗТ.
к содержанию ↑

Учет в ПДН

Подразделение по делам несовершеннолетних в структуре отдела полиции (подразделения МВД).

За что? Подросток может попасть на учёт, когда доказано, что он систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики, занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Также показанием к постановке на учёт может быть постановление о правонарушении (с ч. 2 ст.

1.5 КоАП) или, если отказано в возбуждении уголовного дела или несовершеннолетний не достиг возраста, с которого наступает ответственность или «отстает в физическом развитии».

  • При постановке на учет в ПДН заводится учетно-профилактическая карта, где фиксируются результаты индивидуальной профилактической работы (ИПР).
  • ПНД проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, которые совершили преступление или состоящими на учете «в социально-опасном положении» (СОП).
  • ПДН организуют работу по направлению в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, защищает права подростков («Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 N 845»)
к содержанию ↑

Учет в КДН (КДНиЗП)

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
это координационные и совещательные органы в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Защищает жизни и здоровье несовершеннолетних, восстанавливает в правах, выявляет и ликвидирует источник негативного образа жизни, контролирует процесс воспитания и координирует все учреждения по профилактике безнадзорности и детских преступлений. (Правовой статус определяется ФЗ № 120-ФЗ).

За что? Система и поводы для постановки на учёт в КДН такие же, как в ПДН.

Что дальше? Для постановки на учет должен быть приговор, определения или постановления суда/ прокурора/ следователя/ дознавателя/начальника территориального органа МВД России/КДНиЗП/ протокол об административном правонарушении/ заключения о постановке несовершеннолетнего на учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки.

Во всех регионах/районах города структура и методика работы КДНиЗП разная: работа регламентируется Конституцией, но в конкретном регионе/районе/отделении сотрудники опираются на территориальные приказы и инструкции. В каждом регионе правительством утверждается свой порядок межведомственных отношений и бюджет на работу КДНиЗП и проведение ИПР.

к содержанию ↑

Учет во ФСИН

Федеральная служба исполнения наказаний.

За что? Если у подростка или родителей/законных представителей есть условный срок осуждения за преступление.

Что дальше? Суть такая же, как при учёте в ПДН и КДН: проведение ИПР и ведение учетно-профилактической карточки.

При оформлении решений о постановке на учет в разных регионах страны сложились разные подходы. Они регулируются документами о согласовании действий ведомств. Документы, регулирующие нормы межведомственных отношений, часто имеют рекомендательный характер, и применяются по усмотрению каждой организации.

В результате в стране нет отстроенной понятной системы взаимодействия между ведомствами, и законы трактуются Комиссиями и судебно-исполнительной системой по-разному.

к содержанию ↑

Механизм постановки на учет

Индивидуальная профилактическая работа.

Кто за что отвечает и где всё происходит?

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

ИПР с подростками проводят совместно инспекторы ПДН, КДНиЗП, представители администрации района или города, социальные педагоги, психологи, участковые полиции, представители ФСИН, органов социальной защиты, здравоохранения.

В целом ИПР заключается в проведении профилактических бесед с ребенком, его семьей и окружением, в исследовании и наблюдении условий жизни ребенка, подготовка к переводу в специальные учебные заведения.

КДНиЗП может обратиться к госорганам/общественным организациям/благотворительным фондам, если считает что совместная ИПР школы, ПДН и КДН не дает результатов.

Следующая
Семейное правоСвояк - это кто? Разбираемся в родственных связях

Добавить комментарий