Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за органами и организациями прокуратуры, а также функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Используемые органами и организациями прокуратуры земельные участки, а также здания, нежилые и жилые помещения, сооружения, оборудование и другое имущество органов и организаций прокуратуры, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников, являются федеральной собственностью.

Имущество, закрепленное за органами и организациями прокуратуры, в том числе имущество, входящее в жилищный фонд Российской Федерации, находится в оперативном управлении, а земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты федеральной собственности, закрепленные за органами и организациями прокуратуры.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, в соответствии с его назначением. Порядок принятия решений о включении жилых помещений, принадлежащих органам и организациям прокуратуры на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд и об исключении из него определяется Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ)

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

4. Утратил силу с 15 января 2011 года. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

к содержанию ↑

Вопрос №2. Прокуратура, её структура и функции

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвей власти.

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Новости по теме:   Смирнова Е. С

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • -Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • -Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • -Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • -Военная прокуратура
  • -Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • -Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • -Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

  • -Генеральный прокурор
  • -Первый заместитель Генерального прокурора
  • -Заместитель Генерального прокурора
  • -Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • -Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • -Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • -Прокурор
  • -Первый заместитель прокурора
  • -Заместитель прокурора
  • -Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • -Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • -Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

  • -Прокурор
  • -Первый заместитель прокурора
  • -Заместитель прокурора
  • -Начальник отдела
  • -Старший помощник прокурора
  • -Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

  • 1) надзор за исполнением законов, который подразделяется на отдельные отрасли прокурорского надзора (общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов судебными приставами, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу);
  • 2) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • 3) участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
  • 4) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • 5) участие в правотворческой деятельности;
  • 6) выпуск специальных изданий.

Основной функцией, направлением деятельности прокуратуры, прежде всего, является прокурорский надзор.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов, а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.), надзор подразделяется на отрасли (направления), которые тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности.

Функцией, или направлением деятельности прокуратуры является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Согласно ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями), уголовное преследование от имени государства по уголовным делам осуществляет прокурор.

В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Прокурор в случаях, предусмотренных УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего. При этом требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами.

Новости по теме:   Советский районный суд - Уфа

Таким образом, содержанием рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, прежде всего, является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять дело о любом преступлении к своему производству. Согласно УПК РФ без согласия прокурора не может быть возбуждено ни одно уголовное дело (ч. 4 ст.

20, п. 4 ч. 2 ст.

37). Следователи, дознаватели только с согласия прокурора могут обращаться в суд за решением о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу, за разрешением провести процессуальные действия, которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч.

2 ст. 37).

Еще одним направлением прокурорской деятельности выступает участие прокурора в рассмотрении дел в судах. Это направление имеет свои подотрасли (подфункции):

  • 1) участие прокурора в рассмотрении гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел;
  • 2) оспаривание.
к содержанию ↑

Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные билеты

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с дополнением и уточнением программ курса прокурорского надзора на основании Федерального закона «О прокуратуре» и с максимальным использованием других законодательных актов. В пособии рассматриваются задачи и функции российской прокуратуры, ее полномочия, основные направления деятельности, содержание и формы деятельности. Отражена концепция развития прокуратуры как важного государственно-правового института в современном Российском государстве.

Дается типовая программа по курсу. Пособие рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов высшего и среднего профессионального образования. Пособие окажет помощь при подготовке к сдаче зачета или экзамена по прокурорскому надзору, подготовке к семинарским занятиям.

к содержанию ↑

Структура Генеральной прокуратуры

Генпрокуратура состоит из главных управлений, управлений и отделов по направлениям деятельности. Например, Управление по надзору за исполнением федеральных законов или Управление по надзору за следствием. К Генпрокуратуре относятся Главная военная прокуратура, восемь управлений федеральных округов.

Главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, прокуратуры округов возглавляют заместители Генпрокурора.

Совещательным органом Генпрокуратуры является коллегия. Кроме этого, при Генеральном прокуроре проводятся оперативные совещания по текущим вопросам оперативного реагирования. Научно-консультативный Совет рассматривает предложения научного характера по улучшению деятельности системы органов прокуратуры РФ.

Аппарат Генпрокуратуры тоже входит в ее структуру.

к содержанию ↑

Прокуратуры субъектов и территорий

Прокуратуры территорий образуются по территориальному и федеративному признакам.

Основное звено – прокуратуры городов и районов, прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ. Все прокурорские задачи решаются в рамках города или района этими органами. Они контролируют исполнение законодательства органами на местах, коммерческими и некоммерческими организациями, следят за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов органами следствия, осуществляют другие виды надзора.

Прокуратуры участвуют в судебных заседаниях, уголовном преследовании, опротестовании решений суда, рассматривают жалобы и обращения граждан, ведут постоянный прием.

Определение 3

В среднем звене находятся прокуратуры субъектов РФ – республиканские, краевые, областные. Осуществляют руководство прокуратурами городов и районов, выполняют прокурорские задачи в пределах субъекта.

  • следят за соблюдением конституционных норм, исполнением законодательства, противодействуют коррупции в пределах субъекта;
  • следят за законностью в работе ОРД и предварительного следствия;
  • контролируют исполнение законов в местах принудительного содержания;
  • принимают участие в уголовном преследовании на судебной стадии;
  • рассматривают обращения, принимают граждан;
  • координируют деятельность правоохранительной структуры в пределах субъекта;
  • осуществляют руководство деятельностью прокуратур городов и районов;
  • если специализированная прокуратура относится к субъекту, контролируют ее деятельность.

Прокуроры субъектов назначаются Генпрокурором по согласованию с органом власти субъекта.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов.

Прокуроры субъектов РФ вправе издавать приказы, указания, распорядительные документы, касающиеся деятельности субъектных прокуратур, вносить изменения в штатные расписания.

Совещательным органом являются коллегии, которые создаются в каждом субъекте.

к содержанию ↑

Прокуратуры федеральных округов

Органы созданы в восьми федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном, в Северокавказском ФО функции Генпрокуратуры возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

Эти подразделения обладают самостоятельностью, находятся в центрах ФО, имеют свою структуру. Занимают промежуточное положение между Генпрокуротурой РФ и прокуратурами субъектов. Обеспечивают связь между прокуратурами всех звеньев, контролируют их деятельность.

Главной задачей является обеспечение верховенства закона, охрана интересов общества и государства в рамках федерального округа. Федеральная прокуратура контролирует:

  • соблюдение конституционных норм в сфере государственного строительства;
  • законность реализации национальных проектов;
  • законность действий при проведении выборов и их подготовки;
  • исполнение законов по борьбе с терроризмом;
  • исполнение законов о государственной и муниципальной службе, об оплате труда;
  • исполнение законов о пенсионном обеспечении и получении пособий;
  • исполнение законов, касающихся тепло и энергоснабжения.
Новости по теме:   Уголовная ответственность: что это в уголовном праве

Федеральные прокуратуры выполняют прокурорские функции в отношении органов федерального уровня.

к содержанию ↑

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Органы прокуратуры в Российской Федерации основывают свою работу на ряде принципов, которые обеспечивают эффективное исполнение их задач и функций.

Принцип законности и гласность:

  • Органы прокуратуры действуют исключительно в рамках закона и подконтрольны народу.
  • Прокуроры открыто информируют общество о своей работе и результате проверок, а также предоставляют доступ к информации, необходимой для обеспечения гласности процесса прокурорской деятельности.

Принцип единства и централизации:

  • Органы прокуратуры являются единой системой, подчиненной Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
  • Централизованное руководство обеспечивает координацию и согласованность деятельности прокурорских органов на всей территории страны.

Принцип независимости:

  • Органы прокуратуры независимы от других ветвей власти и не подчиняются им в исполнении своих функций.
  • Прокуроры осуществляют свою деятельность в интересах общества и соблюдают высокие стандарты профессиональной этики.

Принцип судебного контроля:

  • Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан.
  • Прокуроры привлекают нарушителей законов к ответственности и обжалуют неправомерные судебные решения.

Принцип рациональности и эффективности:

  • Органы прокуратуры оптимизируют свою работу, стремясь использовать ресурсы эффективно и достигать конкретных результатов в борьбе с преступностью и правонарушениями.
  • Прокуроры применяют современные методы работы и используют информационные технологии для повышения эффективности своей деятельности.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Перечисленные принципы являются основой организации и деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации, обеспечивая правовую защиту интересов общества и граждан.

Советуем прочитать: Договор купли-продажи контрольно-кассового аппарата (ККТ): все, что нужно знать

к содержанию ↑

Нижестоящие звенья системы прокуратуры Российской Федерации:

  • Муниципальный прокурор: В каждом муниципальном районе присутствует муниципальный прокурор, который осуществляет надзор и контроль за соблюдением законности на местном уровне. Он регулирует работу правоохранительных органов, муниципальных органов власти и контролирует законное ведение прокурорского расследования.
  • Прокурор субъекта Российской Федерации: Каждый субъект Российской Федерации имеет прокурора, который надзирает за соблюдением законности на региональном уровне. Прокурор субъекта Российской Федерации контролирует деятельность муниципальных прокуроров и сотрудничает с законодательными и исполнительными органами субъекта.

Высшая прокуратура наделяет нижестоящие звенья полномочиями для осуществления прокурорского надзора и предоставляет им самостоятельность в решении вопросов, связанных с соблюдением закона и защитой правопорядка. Иерархическая структура системы прокуратуры Российской Федерации обеспечивает эффективность и координацию работы прокурорских органов на всех уровнях.

к содержанию ↑

Порядок формирования схемы 1 системы прокуратуры Российской Федерации

  1. Идентификация потребностей: Схема формируется с учетом основных правовых задач, которые должна выполнять прокуратура.
  2. Анализ ролей и функций: Определяются основные роли и функции, которые должны выполняться прокурорами на различных уровнях.
  3. Установление структурной организации: Создаются различные подразделения и структуры, которые обеспечивают эффективное выполнение задач прокуратуры.
  4. Определение критериев отбора: Устанавливаются критерии, которыми руководствуются при назначении сотрудников на различные должности в системе прокуратуры.
  5. Интеграция с другими институтами и органами: Схема взаимодействует с другими государственными органами и институтами, чтобы обеспечить согласованность и эффективность в работе.
к содержанию ↑

Характеристики схемы 1 системы прокуратуры Российской Федерации

Схема 1 системы прокуратуры Российской Федерации имеет следующие характеристики:

  • Централизованная организация: Схема предусматривает координацию и подчиненность различных прокуроров различным уровням организации.
  • Иерархическая структура: Существует иерархия должностей в системе прокуратуры, что обеспечивает уровни руководства и контроля.
  • Профессиональная независимость: Прокуроры при выполнении своих обязанностей руководствуются законом и не подвержены внешнему влиянию.
  • Защита прав граждан: Главная цель схемы — защита прав и интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе.
  • Коллегиальность принятия решений: Важные решения принимаются коллегиально, чтобы избежать произвола и обеспечить объективность.

Схема 1 системы прокуратуры Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране. Она предусматривает строгое соблюдение процедур и учет основных задач прокуратуры. Такая схема позволяет эффективно выполнять обязанности прокуроров и защищать права и свободы граждан России.

Следующая
Судебные вопросыКак обосновать повышение зарплаты: образец служебной записки

Добавить комментарий