Конкурс. Бесплатная публикация

Наше издательство занимается выпуском печатного издания «Научный аспект» с 2012 года.

В текущем году мы также учредили одноименное сетевое издание.

Объявляем прием статей для формирования первого выпуска издания и подачи заявки на включение в РИНЦ.

Более подробная информация представлена на странице сетевого издания.

Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти

Чепус Алексей Викторович – доктор юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Очиров Баин Сергеевич – студент магистратуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, анализируется ее конституционного-правовой статус.

Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации, система органов прокуратуры, правовой статус.

Прокуратура – один из главных элементов правовой системы РФ в силу своей основной роли – защиты гражданских прав и обеспечения правосудия. В этой статье мы коснемся функций, значения и места прокуратуры в структуре органов государственной власти.

Прокуратура РФ контролирует соблюдение правопорядка в стране, обеспечивает защиту гражданских прав, интересы публичных учреждений и верховенство закона, принимает участие в нормотворчестве и борьбе с коррупцией, занимается координацией работы органов правопорядка.

Функции прокуратуры РФ с самого начала ее существования были строго определены и обусловлены спецификой предназначения и методов воздействия данного органа.

Однако, в течение последних тридцати лет российская прокуратура существует в достаточно неопределенном и даже нестабильном состоянии, хотя Конституция 1993 г. закрепила ее статус. Такое положение этого института не самым лучшим образом влияет на процесс формирования правового государства и на достижение соответствующих целей.

До сих пор вопрос о месте данного надзорного органа в структуре госвласти остается дискуссионным, и для его решения требуется доскональный анализ статуса прокуратуры, провозглашенного в Конституции и закрепленного правовыми актами.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Ст. 10 Конституции РФ определяет, что государственная власть в стране подразделяется на законодательную, судебную и исполнительную. В 2020 году в Конституцию вносились изменения в ст.

129, которая регулирует правовой статус рассматриваемого органа. Одновременно было изменено название седьмой главы Конституции РФ (связанной именно с определением статуса прокуратуры), частью которой является вышеприведенная статья. Первоначальное наименование главы «Судебная власть» не совсем верно интерпретировало место прокуратуры, относя ее к судебной власти, теперь же в названии главы 7 отдельно указана прокуратура.

Но даже несмотря на такой пересмотр, вопрос о месте прокуратуры в госмеханизме продолжает оставаться спорным.

На данный момент изменен и конституционно закреплен порядок назначения и освобождения с должности Генпрокурора РФ, а также его заместителей, прокуроров субъектов федерации и иных прокуроров.

Ст. 129 Конституции РФ закрепляет, что порядок работы, организация и полномочия прокуратуры РФ должны определять федеральные нормативные акты. Следуя п.

1 ст. 11 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в структуру прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, специализированные прокуратуры (например, военные), прокуратуры районов либо городов, иные территориальные прокуратуры.

Как гласит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, правовая система нашей страны включает в себя общепризнанные нормы права международного, которые закреплены в соответствующих конвенциях, пактах и других документах.

Некоторые международные договоры действуют у нас непосредственно, поскольку не требуют для своего практического использования издания отдельных внутригосударственных подзаконных актов. В Законе о прокуратуре РФ закреплено также положение о прокурорском надзоре за соблюдением конституционных норм, по причине того, что наблюдалось немалое количество нарушения этих норм органами как исполнительной, так и законодательной власти в субъектах РФ. Решая данную задачу, прокуроры субъектов федерации действуют от имени Российской Федерации.

Отдельные авторы считают прокуратуру ответвлением от основной законодательной власти. К примеру, Г. Чуглазов пишет: «Законы принимаются законодательной властью, а Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры заботятся о точном и неуклонном исполнении законов.

Из этого можно сделать вывод, что полномочия прокуратуры являются одним из инструментов законодательной власти для реализации своих прав» [1,с. 31].

Мы не можем уверенно согласиться с подобной позицией. Да, прокуратура пользуется некоторыми полномочиями, например, проверяя законопроекты на соответствие конституционным нормам либо участвуя в заседаниях власти законодательной, но данное обстоятельство еще не дает повод полностью относить ее к этой ветви власти.

В.С. Нерсесянц, напротив, говорит о том, что прокуратура относится к исполнительной власти, поскольку владеет полномочиями, характерными для исполнительных органов, координируя борьбу с организованной преступностью, надзирая за выполнением законов и взаимодействуя с иными органами данной ветви власти [2, с. 696].

Однако, так как одним из направлений прокурорского надзора является надзор за функционированием органов исполнительной власти, то прокуратуру невозможно относить к тем же органам.

Рассмотрев все вышеизложенные точки зрения, мы понимаем (об этом же пишет и Ергашев Е.Р.), что вопрос о месте прокуратуры в структуре госвласти продолжает оставаться весьма спорным, при этом каждая позиция находит свои практические и теоретические обоснования. Наиболее правильным будет считать ее особым элементом структуры государственной власти, который не относится ни к одной из трех ее главных ветвей [4. с.21].

Прокуратура – независимый и самостоятельный орган, способный осуществлять надзор за всеми ветвями власти. Надо сказать, что такая позиция среди современных ученых и юристов наиболее распространена.

Прокуратура – краеугольный элемент в механизме, обеспечивающем соблюдение законности в стране. Ее практическая работа крайне затруднена в силу коррупционности должностных лиц, не очень высокого уровня гражданского правосознания, остро стоящих социальных и экономических проблем [4. с.20].

Мы можем сделать вывод, что прокуратура в ее сегодняшнем виде не относится ни к одной из трех общеизвестных ветвей власти, она стоит обособленно, способствуя формированию правового государства и поддерживая систему разделения властей, баланс сдержек и противовесов.

  1. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2. С. 30 — 32.
  2. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ.ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 816 с.
  3. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. — М.: Проспект, 2016. 368 с
  4. Ергашев, Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник для вузов / Е. Р. Ергашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
к содержанию ↑

Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти

Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е.

Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.

— 2025. — № 18 (465). — С.

376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 29.07.2024).

Для начала необходимо дать определение понятию «Прокуратура Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Из этого определения, закрепленного законодателем, следует, что прокуратура представляет собой самостоятельный орган государственной власти, который не относится ни к одной из ветвей власти.

В связи с этим, необходимо отметить актуальность данного вопроса. Так, многие правоведы и практикующие работники высказываются о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Некоторые высказываются о необходимости отнесения органов прокуратуры к определенной ветви власти, а некоторые, наоборот, высказываются о нежелательности этого.

В данной статье будет рассмотрен вопрос о месте и роли органов прокуратуры в системе органов государственной власти и аргументирована позиция о недопустимости отнесения данных органов к определенной ветви власти.

Важно отметить, что, согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако, Конституция РФ не относит прокуратуру РФ ни к одной из ветвей власти.

В первую очередь, необходимо выделить то, какие задачи и цели поставлены перед органами прокуратуры и какие функции данный орган выполняет.

Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», основными целями деятельности Прокуратуры РФ являются: обеспечение верховенства закона и укрепление законности в стране, обеспечение охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основную функцию органов прокуратуры, а именно — надзорная функция.

Для обеспечения реализации задач, возложенных на данный орган, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иными субъектами общественных отношений. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляет уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Можно сказать, что данные функции довольно специфичны и носят всеобъемлющий характер, поскольку подразумевают взаимодействие органов прокуратуры почти со всеми субъектами общественных отношений. В связи с этим, роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти также специфичны.

Рассмотрим позицию некоторых правоведов, которые высказываются о том, что Прокуратура РФ относится, к примеру, к судебной ветви власти. В Конституции РФ нормы, регламентирующие положение прокуратуры РФ, закреплены в главе 7, которая называется «Судебная власть и прокуратура». В связи с этим, данные исследователи утверждают, что сам законодатель не выделил прокуратуру в самостоятельную главу и, следовательно, ее необходимо отнести в судебной ветви власти, поскольку она регулируется той же самой главой Конституции РФ.

Кроме того, некоторые авторы пытаются обосновать, что включенные статьи о прокуратуре в главу о судебной власти обусловлены якобы существующей зависимостью первой от второй [1].

Однако, в этой позиции есть существенные противоречия. Так, согласно ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Из этого следует, что законодатель определил круг субъектов, которые правомочны осуществлять судебною власть в Российской Федерации.

Кроме того, важным противоречием в данной позиции является то, что судебный процесс обладает таким важным принципом, как состязательность. Отнесение прокуратуры Российской Федерации к судебной власти подрывает данный принцип. По мнению российского ученого-правоведа Олега Емельяновича Кутафина — «Прокуратура РФ не является составной частью судебной власти и, следовательно, ст.129, посвященная прокуратуре, ошибочно включена в эту главу, что не может не дезориентировать как науку, так и практику» [2].

Новости по теме:   Пожизненное лишение свободы - комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП в Москве

Так, в одной из функций прокуратуры РФ является осуществление уголовного преследование. Следовательно, отнеся прокуратуру к судебной власти, можно будет сказать, что суд осуществляет уголовное преследование, однако это положение будет противоречить всем основополагающим принципам и нормам, которые призваны не допустить осуществление деятельности суда с обвинительным уклоном.

Также существует позиция, согласно которой, некоторые правоведы относят прокуратуру РФ к законодательной ветви власти. Данную позицию аргументируют тем, что прокуратура РФ в процессе своей деятельности в большинстве случаев взаимодействует с нормативно-правовыми актами. Следовательно, прокуратура РФ обладает большим объемом необходимой актуальной информации о наличии пробелов в законодательной базе Российской Федерации, в связи с этим она может осуществлять правотворческую деятельность.

По мнению российского правоведа Валентина Вениаминовича Клочкова, общий надзор может осуществлять только законодательная власть, к которой, по его мнению, и должны относиться органы надзора. Эти изменения принесли бы в какой-то степени положительный результат, с точки зрения правотворческой деятельности, так как прокуратура видит проблемы, противоречия в правовом регулировании, которые можно было бы решить.

Однако, на наш взгляд, это не является основанием для отнесения данного органа к законодательной ветви власти. Вышеперечисленные положения являются лишь функциями и правомочием органов Прокуратуры, поскольку данная функция не относится к их обязанностям и основной функция данного органа является осуществление надзора.

Следовательно, в данном случае органы прокуратуры призваны лишь содействию органам законодательной власти.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что прокуратура занимает важное положение среди органов всех органов государственной власти. Она не отнесена ни к одной из ветвей власти — это является важной особенностью данного органа. Прокуратура РФ должна быть независимым органом государственной власти, поскольку основная ее функция — осуществление надзора за законностью и правопорядком, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.

В случае, если прокуратура РФ будет отнесена к какой-либо ветви государственной власти, это может поставить под сомнение принцип независимости прокуратуры и, соответственно, подорвать ее авторитет и уровень доверия граждан.

  1. Батманова, Е. Ю. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Ю. Батманова, Е. В. Писарев // Актуальные проблемы правоведения. — 2016. — № 2(50). — С. 26–30.
  2. Закирзянова, Л. Р. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Л. Р. Закирзянова // Вестник науки. — 2022. — Т. 3, № 12(57). — С. 269–275.
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023).
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023).
  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2023)

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, прокуратура РФ, судебная власть, ветвь власти, прокуратура, орган, свобода человека, система органов, уголовное преследование.

к содержанию ↑

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти РФ

В рамках настоящей статьи исследованы вопросы функционального назначения органов прокуратуры РФ. Преимущественным образом внимание было уделено вопросам и проблемным аспектам взаимоотношений органов прокуратуры РФ с высшими судебными инстанциями в стране. Сделан вывод о том, что органы прокуратуры РФ в настоящее время не могут быть отнесены ни к одной ветви государственной власти в традиционном понимании концепции разделения властей, они обеспечивают реальное соблюдение системы сдержек и противовесов между законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти.

Также констатируется необходимость укрепления статуса органов прокуратуры РФ в вопросах из взаимодействия с органами судебной власти и в вопросах взаимоотношений с органами предварительного расследования.

Органы прокуратуры в Российской Федерации органично входят в систему органов государственной власти и занимают в данной иерархии свое, особое и обособленное место. Органы прокуратуры в соответствии с нормами действующего законодательства рассматриваются как единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет надзорную функцию, функцию уголовного преследования и иные функции, возложенные на данную систему органов в соответствии с нормами действующего законодательства [2]. Принципиальная важность и значимость рассматриваемого государственного органа обусловлена также и тем, что необходимость создания данного органа, а также порядок его создания и фундаментальные основы функционирования закреплены на уровне Конституции Российской Федерации [1].

Российское государство в том виде, в котором оно существует в настоящее время, не смогло бы сформироваться при отсутствии в системе государственной власти органов прокуратуры. Рассматриваемая система государственных органов обеспечивает верховенство закона в государстве, его неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественных отношений, высокий уровень правопорядка в стране, а также обеспечивает достижение юридической согласованности в системе власти и управления в стране, принимает некоторое участие в правотворческой деятельности, проводит антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных актов, обеспечивает соблюдение всего массива законодательства в государстве. Как было указано главой государства, в Российской Федерации органы прокуратуры занимают чрезвычайное положение в системе всего государственного устройства, их роль настолько высока и уникальна, что аналогичной ситуации не сложилось больше ни в одном из государств мирового правопорядка [8].

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости непрерывного научного осмысления роли и значения органов прокуратуры РФ в системе государственного управления и государственной власти, предоставленных органам прокуратуры РФ полномочий с целью постоянного совершенствования правового статуса надзорного ведомства.

Новости по теме:   Невыплата алиментов

Важным аспектом является уточнение места органов прокуратуры в системе разделения государственной власти, которая, в соответствии с положениями ст. 10 Конституции РФ подразделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Однако вполне очевидно, что органы прокуратуры РФ не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти в их традиционном юридическом понимании.

Как было отмечено М. В. Баглаем, ситуация, при которой определенные органы публичной власти не могут быть однозначно и абсолютно отнесены к какой-либо одной ветви власти в классическом их понимании, свойственна практически для каждого из существующих в мировом правопорядке государств.

Данное обстоятельство правовой природы и государственно-социального значения таких органов не меняет, поскольку они созданы и функционируют, как правило, на основании конституционных положений, а также в силу характера своей деятельности в полной мере являются органами государственной власти [7, с. 337]. Исследуя данный вопрос свое мнение высказывал и С.

С. Авакьян, который, в связи с этим констатирует о наличии формальной возможности, на основании специфики и направленности деятельности отдельно взятых органов государственной власти, выделить бесчисленное множество соответствующих ветвей власти, в том числе и власть прокурорскую [6].

Органы прокуратуры принимают непосредственное участие в отправлении конституционного правосудия, более того, и орган конституционного контроля, и органы прокуратуры имеют схожие цели своей деятельности – обеспечение соблюдения конституционных норм, их реальное и эффективное функционирование, обеспечение, в связи с этим состояния законности и правопорядка на территории государства. В 2003 г. в одной из правовых позиций Конституционного Суда РФ было отмечено, что органы прокуратуры наделены в силу своего функционального предназначения полномочиями по надзору за соблюдением Конституции РФ, иного федерального законодательства, а также за соответствием Основному закону всех иных правовых источников, принимаемых на территории страны [3].

Таким образом, органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением конституционных предписаний, а также предписаний иных законодательных источников, правовые позиции Конституционного Суда РФ в перечень таких источников не выделены, что обуславливается и самой природой актов рассматриваемой судебной инстанции. В целом стоит отметить, что в современных условиях вопрос о правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ является остро дискуссионным. Такие правовые решения как источники права в соответствии с позитивистским пониманием не выступают, однако, некоторые ученые высказываются о том, что решения Конституционного Суда РФ все же стоит рассматривать именно как правовые источники, что обусловлено сформировавшейся в стране правоприменительной практикой, когда правоприменители не только в обязательном порядке учитывают и ориентируются на позиции высшего органа конституционного контроля, но и также непосредственно на них ссылаются.

Данное обстоятельство, действительно, бесспорно, однако, как представляется, такие непосредственные ссылки на акты Конституционного Суда РФ обусловлены не их природой как источников права, а тем, что в таких правовых позициях фактически разъясняется смысл многих правовых норм, причем не только конституционных положений, но и положений иного законодательства. Конституционный Суд РФ при вынесении своих правовых позиций не формулирует новых правовых предписаний, он лишь конкретизирует и наполняет содержанием те нормы, которые уже были приняты соответствующими субъектами законодательной власти и законодательной инициативы, о чем свидетельствует и в целом практика деятельности рассматриваемого органа [4, 5].

Таким образом, в заключение проведенного исследования можно констатировать, что органы прокуратуры РФ в настоящее время перечень полномочий и характер деятельности органов прокуратуры позволяет рассматривать их несколько обособленно в системе классической теории разделения властей. Кроме того, учитывая характер и специфику полномочий данного органа также можно говорить и о том, что данный орган позволяет обеспечивать реальное функционирование механизма сдержек и противовесов между всеми существующими ветвями государственной власти.

к содержанию ↑

Прокуратура в системе органов государственной власти

Место прокуратуры в системе органов государственной власти

Развитие правового и демократического государства невозможно без функционирования правоохранительных органов. Необходимая защита правового пространства обеспечивается функциями государства как правового образования, вытекает из норм Конституции РФ о необходимости исполнения законов. В России данная функция традиционно возложена на прокуратуру.

Определение 1

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ.

Прокуратура осуществляет деятельность в сфере надзора за реализацией норм действующего законодательства, соблюдением норм Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы общественных отношений.

Надзор прокуратуры весьма широк: это и жилищные отношения, и отношения в сфере здравоохранения, надзор за правоохранительными органами, системой образования и так далее. Прокурор не только осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства, но и выступает в качестве обвинителя в уголовном процессе, участвует в арбитражном и гражданском процессе.

Замечание 1

Тем самым прокуратура реализует одну из важнейших задач, возложенную на государственную власть, — правоохранительную. Конституция РФ прямо предусмотрела, что ее нормы обладают высшей юридической силой, и все субъекты должны соблюдать ее, а также иные законы РФ. При этом прокуратура не относится к системе судебной власти и не является ее элементом, не отправляет правосудие, так как данные полномочия принадлежат исключительно суду.

В то же время прокуратура не является органом исполнительной власти, реализуя несколько иные функции.

«Прокуратура в системе органов государственной власти» Помощь эксперта по теме работыРешение задач от ИИ за 2 минутыПомощь с рефератом от нейросети

Следующая
Судебные вопросыЭкзамен на адвоката

Добавить комментарий