Правосудие или месть: рассмотрение случая самосуда над гражданином
Какой является правильный способ мести за самосуд, который был совершен над нашим братом, если мы хотим отомстить ублюдкам, которые это сделали?
/ Тит , Москва2023-02-22Категория: Гражданское право26 1
История самосудов в России
Самосуды в России возникли с зарождением государственности. Древнейшие источники права (например, договор Руси с Византией 911 года) свидетельствуют о том, что власть позволяла потерпевшим самостоятельно мстить своим обидчикам.
В последующие века самосуды никуда не исчезли, так как скорость и качество рассмотрения дел в официальных инстанциях оставляли желать лучшего и часто не отвечали представлениям людей о справедливости.
Плюс до суда ещё надо было добраться, а в царской России сделать это было не так-то просто: и сеть судов не была достаточно хорошо развита, да и транспорт — под рукой крестьянина была максимум лошадь.
Проще было наказать пойманного за руку вора тут же, на месте, чем обращаться в суд и наблюдать, как дело кочует по инстанциям по 20 лет.
Так что именно при помощи самосуда чаще всего боролись с конокрадами и поджигателями.
После отмены крепостного права Александр II выделил в отдельную ветвь волостные суды — с 1861 года они рассматривали исключительно дела, касающиеся крестьян. Волостной суд состоял из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция его была очень ограниченной, решения зачастую непоследовательными, а судьи нередко были взяточниками и пьяницами.
Неудивительно, что крестьяне не спешили обращаться в суд. Они с небольшой охотой искали защиты своих прав и у полиции.
Несмотря на реформу отмены крепостного права, крестьянство было сословно изолировано от других слоев российского общества. У крестьян было меньше прав и возможностей, из-за чего в деревнях законсервировались архаические представления о жизни и сформировались специфические «правовые нормы».
Например, убийства за «колдовство» преступлением не считались. Вынужденной необходимостью ради «профилактики» эпидемий считали и обряд зарывания живого человека в землю.
к содержанию ↑За что и как наказывали
От всех других форм судов, имевших преимущественно примирительный характер, самосуды характеризовались карательным уклоном, особой жестокостью, публичностью — часто целью наказания был именно прилюдный позор. Родители могли публично наказывать поркой уже взрослых самостоятельных детей как по своей инициативе, так и по приговору общины.
При этом наказание разнилось для «своих» и чужаков. Первые имели возможность покаяться и получить прощение, хотя этому часто предшествовало унижение. Чужаков же за преступления обычно жестоко избивали и бросали без всякой помощи.
В реализации наказания могли участвовать не только жертва или близкие ей люди, но и посторонние лица, эдакие уполномоченные «палачи».
Крестьянская община активно вмешивалась в семейную жизнь: если старосте казалось, что жена неверна мужу или пренебрегает обязанностями хозяйки, он предлагал её публично наказать. Конечно, официальные суды таким не занимались. Причём за неверность женщин наказывали особенно жестоко: один из прокуроров Новгородской губернии описывал случай порки, когда «куски ободранного тела висели хлопьями» на потерпевшей.
Избиения жён в семье при этом считались делом обычным, и даже полиция в такое не вмешивалась («Бабы живучи»), если только крестьянин вдруг не забивал жену насмерть — тогда ему грозило 10 лет каторги.
При этом за сопротивление «суду» следовало дополнительное, более жестокое наказание. Например, Фрэнк описывал случай, когда за воровство сельчанку раздели и водили по селу с песнями и улюлюканьем. Женщина не выдержала издевательств и бросилась на своих обидчиков с куском цепи.
Община тут же постановила, чтобы муж публично высек её кнутом, а её личные вещи распродали и купили на вырученные деньги водки для односельчан.
Крестьяне, с малолетства наблюдая насилие, переживая его сами регулярно за малейшие проступки, спокойно относились к побоям.
«На расправу сбежалась вся деревня и любовалась избиением, как бесплатным зрелищем» — так, по описаниям российского историка Владимира Безгина, реагировали на побивание жены мужем, и редкий человек мог заступиться. Более того, в России вполне официально существовали телесные наказания, и когда их начали поэтапно отменять в 1863 году, волостные суды и земские начальники назначали побои розгами или плетьми вплоть до полной их отмены в 1904 году. И даже после запрет нарушали вплоть до 30-х годов XX века.
к содержанию ↑Как удалось побороть массовые самосуды
Борьбу с самосудами в масштабах страны не вели.
Установить виновных в расправах часто просто не представлялось возможности, так как били толпой. Живший в XIX веке публицист Глеб Успенский описывал это так: «Никто не думал, что убьёт до смерти, всякий бил за себя, за своё огорчение».
Разумеется, участники расправы друг друга не выдавали.
Исследователи конца XIX века вели полемику о волостных судах. Одни считали, что нужно сохранить «народное правосудие», потому что оно близко крестьянам «по духу» и месторасположению, а также «доступно по цене». Другие предлагали уравнять крестьян в сфере правосудия с представителями других сословий и обеспечить деревню обязательным для всех законом, к чему в итоге постепенно и пришли.
То есть специально самосуды не искореняли: их число уменьшалось по мере развития судебной системы, а после прихода советской власти за внесудебные расправы стали карать. Да и за другие преступления наказание стало неотвратимым и достаточно суровым, поэтому необходимость вершить правосудие самим отпала. При этом во время военных действий самосуды по-прежнему случались: наказание предателям и дезертирам назначалось полевыми командирами без всякого суда и следствия, и приводилось в исполнение прямо на месте.
к содержанию ↑Самосуд в современном мире
Полностью искоренить практику самосуда не удаётся даже в самых развитых странах мира. Особенностью современных расправ является то, что они зачастую происходят на этапе официального следствия, после вынесения приговоров и даже после выхода преступника на свободу после отбытия наказания.
Расправы на месте, «по горячим следам» происходят крайне редко.
Для этого нужно как минимум присутствовать на месте преступления, как максимум — иметь не только намерения отомстить, но и силы на это, и достаточно изменённое сознание (например, состояние аффекта), и при этом ещё никто не должен мешать осуществить самосуд.
Отдельного внимания заслуживают «убийства чести» в некоторых уголках Кавказа, которые, по свидетельствам некоторых исследователей, совершаются и в настоящее время. Так, например, подобные угрозы поступали чеченской девушке Седе из-за того, что она сбежала от семьи в Санкт-Петербург и вела независимую жизнь. В августе 2025 года её вернули обратно домой, и с тех пор о ней ничего не слышно.
Правозащитники подозревают, что она убита. Искоренить эту практику, несмотря на все усилия общества и осуждение со стороны религиозных деятелей, не получается: общества с такими традициями закрытые, исповедующие этот обычай деревни, как правило, сильно удалённые, так что даже наказание за такой самосуд люди получают не всегда. Российская Федерация не уделяет самосудам отдельного внимания — в Уголовном кодексе нет статьи конкретно за это преступление.
Действия виновника квалифицируют согласно тому, что совершено: убийство, причинение тяжкого вреда, поджог, похищение и так далее. А вот в США в 2022 году линчевание (там самосуд называют «судом Линча») признали отдельным федеральным преступлением, наказание за которое может составить до 30 лет тюрьмы.
Следующая