Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4-14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;
к содержанию ↑Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.
2. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке:
1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;
2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;
4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.
к содержанию ↑ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Чем занимается ПДН в полиции: функции и обязанности отдела по делам несовершеннолетних
Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 — 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 07.06.2017 N 109-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке:
1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;
4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к содержанию ↑Подразделения по делам несовершеннолетних как субъект системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений
АВДЕЕВА Елена Юрьевна
преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой совокупность органов и учреждений, деятельность которых, направлена на реализацию задач закрепленных в действующем законодательстве. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность системы профилактики является, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Согласно данному закону в систему профилактики входит довольно большое количество субъектов, одним из которых является подразделения по делам несовершеннолетних.
Подразделения по делам несовершеннолетних являются структурным подразделением территориальных органов внутренних дел, в том числе закрытых административно-территориальных образований, а также подразделений на транспорте.
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, можно условно разделить на следующие направления. К первому направлению относиться проведение индивидуальной профилактической работы. Данная работа проводиться с тремя основными группами.
К первой группе можно отнести: несовершеннолетних, употребляющих наркотические, психотропные, одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукция; совершивших административные правонарушения; совершившие административные правонарушения до достижения возраста с которого установлена административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, изменения обстановки, примирения с потерпевшим, либо путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которой она наступает, лица совершившие преступления, но имеющие отставания в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством; подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых избрана меры пресечения не связанная с заключением под стражу; условно-досрочно освобожденные от отбывания уголовного наказания вследствие акта амнистии или помилования; получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случаях нарушения режима содержания, совершения противоправных действий, а также в отношении данной категории лиц, если они после освобождения находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации; условно осужденных наказаниям не связанным с лишением свободы.
Во вторую группу лиц, в отношении которых осуществляется проведение индивидуальной профилактической работы, можно отнести родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, которые своим поведением и образом жизни оказывают отрицательное влияние на поведение несовершеннолетних, имеет место жестокого обращения или не исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
И третья категория — это несовершеннолетние, их родители и законные представители, которые не были указаны в первых двух категориях, но проведение профилактических мероприятий необходимо, с целью недопущения совершения ими противоправных действия, либо для оказания социальной помощи, реабилитации. Проведение данной индивидуальной профилактической работы возможно только с согласия начальника территориального органа внутренних дел, либо его заместителя.
Кроме проведения индивидуальной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних выполняют следующие задачи, которые направлены на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Осуществляют работу по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных действий, а также установлению родителей и законных представителей несовершеннолетних, которые не исполняют, или ненадлежащим образом исполняют своих обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию. В отношении данных лиц сотрудники ПДН вносят предложения о применении к ним мер предусмотренных действующим уголовным и административным законодательством.
В пределах своих компетенций организуют мероприятия по выявлению несовершеннолетних находящихся в розыске, а также направляют в органы и учреждения системы профилактики лиц, которые нуждаются в помощи государства. К данным органам и учреждениям можно отнести специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации. В них находятся лица, которые остались без попечения родителей, или законных представителей, проживающие в семьях, которые находятся в социально опасном положении.
Также можно выделить и медицинские организации, в которые направляются несовершеннолетние в соответствии с действующим законодательством.
Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, а также преступления совершенные несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Аналогичные обращения также рассматриваются в отношении родителей или законных представителей, которые не исполняют, либо не должным образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.
Подготавливают материалы в отношении лиц указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», для направления их в центры временного содержания для несовершеннолетних овд.
Участвуют в подготовке материалов для внесения предложений в суд о применении в отношении несовершеннолетних, их родителей и законных представителей, установленных действующим законодательством мер воздействия.
Осуществляют взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, по вопросам применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете.
Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.
Уведомляют родителей или законных представителей несовершеннолетних о случаях их доставления в подразделения по делам несовершеннолетних, в связи с их беспризорностью, безнадзорностью, а также в случаях совершения противоправных действия.
Решение задач, которые законодатель установил для подразделений по делам несовершеннолетних, проходит, в том числе и путем взаимодействия между иными участниками системы профилактики. Оно выражается в проведение мероприятий, направленных на привлечение несовершеннолетних в совместную общественную полезную деятельность. Примером такого взаимодействия могут являться следующие мероприятия:
Летом 2016 года сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних Республики Башкортостан была организована профильная смена под названием «Код безопасных каникул. Регион 102», направленная на организацию отдыха в загородном детском лагере «Ручеек». Здесь отдохнули несовершеннолетние, состоящие на учете в ОВД, а также лица находящиеся в социально-опасном положении.
Также сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних активно взаимодействуют с иными субъектами системы профилактики. Примером может послужить совместно проведенный с сотрудниками Центра общественной безопасности профилактический рейд. В ходе рейда сотрудниками была проведена разъяснительная работа с несовершеннолетними, которые употребляли алкогольную продукцию, рассказали об административной и уголовной ответственности за правонарушения.
Родители юных нарушителей получили приглашение на комиссию, где будет определяться размер административного штрафа.
Регулярно в Республике Башкортостан проводится совместная акция «Полиция и дети». В мероприятиях принимают участие сотрудники полиции, работники других ведомств и представители общественности. В ходе проведения данной акции уделяется большое внимание правовой культуре учащихся.
Сотрудниками полиции проводятся выступления в школах, в ходе которых ребята получают не только правовые знания, но и помощь, в случае если ребенок оказался в сложной жизненной ситуации.
Таким образом, подразделения по делам несовершеннолетних являются самостоятельным субъектом системы профилактики, с четко определенными задачами и кругом лиц, в отношении которых они осуществляют свою деятельность.
Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.
к содержанию ↑Права и обязанности инспектора ПДН
Инспекторы по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы с ребенком, с семьей. Беседуют с родителями, разъясняют статьи Административного и Уголовного кодексов РФ, по которым они могут быть привлечены к ответственности за жестокое обращение с детьми и лишены родительских прав.
Рекомендуют обратиться к врачу-наркологу, если есть необходимость, дают направление к семейному психологу. Если ситуация безысходная и малолетний ребенок находится в социально опасном положении, его изымают из семьи и помещают в приют на полгода. С родителями продолжают вести работу, дают возможность исправиться.
Родительские права могут быть ограничены совместно с комиссией по делам несовершеннолетних. Но ограничение – это не лишение: если родители за полгода исправятся, ребенка можно вернуть в семью. Большинство родителей перестают злоупотреблять алкогольными напитками, и дети к ним возвращаются.
Если родители не исправляются, ребенок остается в приюте, и его опекают сотрудники приюта.
Если родители не работают и злоупотребляют алкогольными напитками, вопрос о профилактической работе не рассматривается, совместно с органами опеки ребенок изымается из семьи. Если ребенка вовремя не изъять, он в этой семье не выживет. Иногда о таких семьях в полицию сообщают соседи, неравнодушные граждане.
Неблагополучной можно считать и ту семью, где только один родитель. Например, отца нет, мать одна воспитывает ребенка, много работает, времени заниматься ребенком у нее нет, ребенок постоянно находится один дома. Таким семьям рекомендуется определить ребенка в спортивную секцию, какой-либо кружок, чтобы в отсутствие родителей он не находился на улице и не попал в плохую компанию
На профилактический учет подростка могут поставить за самовольные уходы из образовательных учреждений, за привлечение к административной ответственности, за употребление спиртных напитков, наркотических, токсических веществ, за антиобщественное поведение, за преступления (чаще всего это кражи мобильных телефонов, драки).
Также родителей и детей могут поставить на учет, если спустя неделю после начала учебного года ребенок не приступил к учебе. Бывает, что семья не вернулась еще с летнего отдыха в город, но иногда таким образом выявляется неблагополучная семья.
В случае если подростка задержали на митинге в первый раз, то протокол не составляют, проводят профилактическую беседу (выясняют, как он оказался на митинге и что делал). Таких детей берут на контроль. В случае их повторного задержания – ставят на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних минимум на 6 месяцев.
Данный факт имеет значение при поступлении в учебное заведение. Поскольку сведения о состоящих на учете содержатся в отдельной картотеке ПДН и направляются в учебные заведения по их запросам.
В рамках профилактики конфликтов, возникающих на межнациональной почве, инспекторы ПДН читают лекции старшеклассникам о толерантности, уважении друг к другу.
к содержанию ↑Задачи и функции отдела по делам несовершеннолетних
- Структура отдела
- Задачи и функции отдела
- Работа комиссии
- График приема
- Профилактика безнадзорности и правонарушений
- Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
- Статистические сведения
Задачи и функции отдела по делам несовершеннолетних
- Структура отдела
- Задачи и функции отдела
- Работа комиссии
- График приема
- Профилактика безнадзорности и правонарушений
- Об оказании содействия гражданам в случае международного похищения детей
- Статистические сведения