5 основных школьных программ в России
Перед тем, как отдать ребенка в школу, многие родители задаются вопросом: какую программу выбрать для первоклассника, в какую школу его отдать. Рассказываем, какие 5 основных программ начального образования существуют в России, и к какому виду они скоро придут.
Какие школьные программы сейчас существуют
На данный момент в России есть пять основных программ, и у каждой свой перечень учебников, стандарты и цели.
1. Школа России
Самая распространенная из них — «Школа России». За легкость в освоении и доступность ее часто сравнивают с советской школой. В ней ребенку прививают доброту, патриотизм, уважение к старшим.
В учебниках по литературному чтению и окружающему миру есть разделы, посвященные Великой Отечественной войне, религии и правилам дорожного движения. В математике есть задачи на логику. Программа рассчитана на детей, которые до первого класса еще не освоили чтение и счет.
В нее входят следующие учебники:
- русский язык — Канакина В. П., Горецкий В. Г.;
- литературное чтение — Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.;
- математика — Моро М. И. и другие авторы;
- окружающий мир — Плешаков А. А., Крючкова Е. А.
2. Школа 21 век
В программе «Школа 21 века» основная задача — дать ребенку возможность мыслить самому. В ней мало готовой информации, но много возможностей для поисковой деятельности, самостоятельного изучения предмета. Программа подходит детям с разным уровнем знаний и интересов.
Конечно, если родитель привык делать домашнее задание с ребенком, или ребенок не привык к нестандартным подходам, то программа может показаться сложной. Уже во втором классе по предмету «Окружающий мир» дети ставят опыты, но если по болезни ребенок пропустит неделю, ему может быть непросто освоить программу без учителя. В нее входят следующие учебники:
- русский язык — Иванов С. В. и другие авторы;
- литературное чтение — Ефросинина Л. А. и другие авторы;
- математика — Рудницкая В. Н. и другие авторы;
- окружающий мир — Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С.
Читайте также
- Не считать и не писать: 10 навыков, которые ребенок обязан освоить еще до школы
3. Гармония
Эта программа более сложная, для более углубленного изучения предметов. Учебники по ней выглядят необычно: в них много заданий на развитие воображения и интерес к получению новых знаний. Дети обмениваются мнениями с одноклассниками и учителем, часто выполняют задания в маленьких группах.
Ребенка учат ставить задачи, создавать план действий и оценивать свой результат. В эту программу входят следующие учебники:
- русский язык — Соловейчик М. С. и другие авторы;
- литературное чтение — Кубасова О. В.;
- математика — Истомина Н. Б.;
- окружающий мир — Поглазова О. Т. и другие авторы.
4. Перспектива
Задача этой программы — не давать знания, а учиться добывать их самостоятельно. Их стимулируют к тому, чтобы стремиться узнавать что-то новое, ставить опыты. Главная суть программы: сохранить в ребенке осознание своего «Я», научить его коммуникации и познакомить с традициями своего народа.
До 2009 года в «Перспективу» входили учебники по математике, написанные Людмилой Петерсон, но позже их заменили на учебники Георгия Дорофеева. В нее входят следующие учебники:
- русский язык — Климанова Р. Ф. и другие авторы;
- литературное чтение — Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и другие авторы;
- математика — Дорофеев Г. В. и другие авторы;
- окружающий мир — Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
5. Программа Эльконина — Давыдова
Раньше учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова был единственной развивающей программой, рекомендованной государством. Но недавно он был исключен из ФГОС. Ее суть в том, чтобы дети самостоятельно ставили задачи, искали оптимальное их решение и оценивали свой результат.
Причем, зачастую в начальных классах даже нет классических оценок. Дети оценивают задачу по разным критериям на шкалах самооценки: правильность, аккуратность выполнения, насколько интересно было задание. Учитель высказывает свое мнение, но не в духе «ты троечник, а значит, неудачник», а «Эта работа мне плохо дается, надо поработать над слабыми местами».
В программу входят учебники:
- русский язык — Ломакович С. В., Тимченко Л. И., либо Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.;
- литературное чтение — Матвеева Е. И.;
- математика — Давыдов В. В. и другие авторы;
- окружающий мир — Чудинова Е. В., Букварева Е. Н.
Какой стала программа с сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года дети в России стали вводить Федеральную общеобразовательную программу, согласно поправкам в закон «Об образовании». Теперь количество школьных программ и учебников сократится. Основная идея новой единой системы образования — оставить по большинству предметов по одному учебнику.
Это, с одной стороны, имеет ряд плюсов, с другой стороны, есть и недостатки. Я, например, отчетливо помню, как наш класс централизованно закупал в издательстве учебники по математике, истории и английскому языку, потому что в библиотеке их не было, да и во всем городе тоже — за ними ездили в Москву. При этом параллельные классы занимались у другого педагога по другим учебникам.
Это создавало настоящую путаницу, когда мне пришлось перейти из одного класса в другой.
Читайте также
- Мой ребенок — вундеркинд: как живут школы для одаренных детей
Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ
Организации дополнительного образования и реализуемые ими образовательные программы
К организациям дополнительного образования относятся:
- Организации дополнительного образования, реализуют программы дополнительного образования детей по различным направлениям образования, к ним относятся: Центры дополнительного образования, Центры культуры, Дворцы детского творчества, Дома детского творческого, Станции юннатов, Школы искусств, Детские клубы, Спортивные организации и т.д.
- Организации дополнительного профессионального образования, реализуют программы дополнительного профессионального образования в одной из областей знаний. Различают:
- Академии повышения квалификации – занимаются научной и методической работой, проводят прикладные и фундаментальные научные исследования, оказывают необходимую методическую и информационно-аналитическую помощь иным образовательным учреждениям.
- Институты повышения квалификации – занимаются профессиональной подготовкой специалистов в различных областях и отраслях деятельности, с целью удовлетворения потребностей региона в специалистах.
- Учебные центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров
- Региональные и межотраслевые центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
- Разнообразные центры, школы и курсы по повышению квалификации
- Учебные центры, на базе Службы занятости
Начальное и среднее образование в России: краткий обзор с мини-словарём
За последние годы постулаты школьного (как начального, так и среднего) образования в России несколько раз менялись. Что они представляют собой сейчас? Краткие основные сведения и мини-словарь понятий, появившихся в сфере образования совсем недавно — перед вами.
Все правила, на которых строится учебный процесс в государственных учебных учреждениях, собраны в Федеральные государственные образовательные стандарты, или коротко — ФГОС. Это важно, так как обеспечивает:
- единые программы обучения на всей, скажем прямо — огромной, территории страны;
- преемственность программ образования на всех ступенях от начального до высшего;
- сравнимые уровни образованности детей из разных регионов.
Новые ФГОС начальной школы
Для большинства школ в организационном плане хлопот прибавилось. Так как появилась вторая половина рабочего дня, отведённая под дополнительно изучаемые, факультативные, предметы по шести основным направлениям:
- военно-патриотическое;
- научно-познавательное;
- художественно-эстетическое;
- спортивно-оздоровительное;
- общественно полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Теперь план школьного дня такой: основные занятия, обед, дополнительные занятия два часа (10 часов в неделю).
Перед учителями начальных классов ставится несколько целей:
- дать ребёнку знания и умения;
- научить их применять на практике;
- обеспечить разностороннее развитие личности;
- помочь ребёнку определить его наиболее сильные качества и научиться их использовать;
- способствовать укреплению здоровья и духовно-нравственному развитию детей.
Таким образом, на первый план выходит индивидуальная работа с каждым учеником. Результаты оцениваются комплексно. Смотрят, конечно, на оценки, однако весомым плюсом становятся достижения внеурочной деятельности: участие в соревнованиях и конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, научных кружках и обществах.
Важной компонентой признаётся оценка психологов по проведённым психологическим тестам, выявляющим уровень его личностного развития, толерантности и коммуникативности.
Все эти данные собираются в единое портфолио ученика, которое позволит отследить индивидуальные успехи и направления, в которых школьник нуждается в помощи или даже коррекции.
Обязательными для всех стали уроки физкультуры, количество которых увеличилось до трёх в неделю.
С детьми проводятся беседы о здоровом образе жизни и питании, нравственности и добродетели.
к содержанию ↑ФГОС — первоклассникам
Первоклассники — новички школьного процесса, а потому стандарты уделяют им особое внимание, способствуя тому, чтобы вхождение их в новую систему стало максимально комфортным. Именно поэтому отменены оценки. Учителю дано право только хвалить и поощрять малышей, создавая позитивное отношение к самому процессу обучения.
Дети должны бежать в школу радостно, без страха и лени.
ФГОС в средней школе
Федеральный государственный образовательный стандарт — школьная конституция, по которой живут все, в том числе и те, кто задействованы в средней школе — с пятого по 11 класс. Стандарт, как и в начальной школе, гарантирует преемственность и единство образовательного пространства на всей территории России, обеспечивая сравнимый уровень образованности во всех регионах.
Задачи, которые решает средняя школа:
- добротное изучение конкретных предметов на базовом или продвинутом уровне;
- личностные достижения — патриотизм, толерантность, сформированность гражданской позиции, коммуникативность, уровень здоровья и спортивного развития, обучаемость, позитивизм, готовность придти на помощь, самодостаточность;
- метапредметные результаты — умение мыслить логично, аргументированно дискутировать, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры, быстро искать информацию.
Изучение школьных предметов делится на два уровня: базовый и углублённый, дети имеют возможность аттестоваться на базовом или углублённом уровне, в зависимости от направления дальнейшего образования.
Аттестация проводится в форме ГИА и ЕГЭ.
Теперь есть деление предметов на обязательные (базовые) и углублённые либо дополнительные. В обязательном порядке изучаются несколько предметов и ещё 3-4 можно взять дополнительно. При этом общее количество учебных часов не превышает 37 часов в 10-11 классах, в 5-9 меньше.
Обязательными предметами являются:
- ОБЖ;
- физкультура;
- история;
- математика (алгебра и геометрия);
- иностранный язык (два);
- русский язык и литература.
Каждая школа может выбирать предметы по выбору, их список не ограничен. Здесь могут быть психология и астрономия, экология и история родного края, дизайн и этикет, и т. д.
Школы могут быть профильными, где 3-4 предмета изучаются на продвинутом, углублённом уровне и универсальными, где все предметы изучаются на базовом уровне.
Следующая