Когда Применяется Административное Приостановление Деятельности Организации: Основные Случаи и Причины
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств или структурных подразделений и применяется в следующих случаях:
при угрозе жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда окружающей среде; при совершении административного правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности и ряде других случаев.
Существует ограничение для назначение данного вида наказания – оно назначается только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности, как правило, назначается судьей — на срок до девяноста суток. Этот срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности предпринимателей.
Если же будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены, исполнение этого административного наказания может быть прекращено досрочно.
к содержанию ↑1 Изображения
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Как работает приостановление деятельности компаний
На днях на интенсиве мне задали вопрос, почему суд приостановил деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», хотя срок устранения нарушений в предписании еще не истек (в настоящее время суд заменил решение о назначении этого наказания для компании, заменив штрафом). И я решила поговорить в колонке о том, какова природа приостановления деятельности компании, посредством каких правовых институтов оно осуществляется, в чем его особенность и как часто суды пользуются этим инструментом.
Приостановление деятельности – это временное прекращение деятельности лиц, которая создает угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
С одной стороны, это вид наказания в рамках административной ответственности, с другой – это самостоятельный способ защиты гражданских прав в рамках ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
В доктрине есть споры по поводу соотношения двух таких видов приостановлений, что имеет практическое применение – можно ли заменить административное приостановление иском по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ или одновременно предъявить иск и назначить такое наказание? Ученые-правоведы, например, В.Ф. Яковлев, один из «отцов-основателей» нашего Гражданского кодекса РФ, говорили о том, что природа этого требования все же административная.
Не будем останавливаться на вопросе правовой природы подробнее, но отметим, что по сути это один и тот же инструмент: и административное приостановление деятельности, и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ имеют одну цель.
Главное – предотвратить причинение вреда, защитив тем самым охраняемые законом ценности (имущество, здоровье, благоприятную окружающую среду).
Именно поэтому, хотя деятельность лица может быть приостановлена по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, сам по себе установленный срок устранения выявленных нарушений в предписании не ограничивает органы в принятии превентивных мер для реализации вышеупомянутой цели (угрозу нужно предотвращать здесь и сейчас).
Учитывая совпадение целей, административное приостановление деятельности и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть назначены и удовлетворены одновременно. При этом административное приостановление может предшествовать предъявлению иска по ст.
1065 Гражданского кодекса РФ.
Основания для заявления требований в рамках административной ответственности и в рамках гражданско-правового спора совпадают – наличие угрозы причинения вреда в будущем, реальность наступления экологического вреда в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности либо продолжение причинения экологического вреда (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
При этом, как и в случае с административным приостановлением деятельности, приостановить деятельность по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ можно в случае, если деятельность, создающая угрозу, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
Что касается внешних различий, то расхождение в институциональной принадлежности (вид административного наказания и способ защиты гражданских прав) не является единственным.
Например, ст. 1065 Гражданского кодекса РФ позволяет не только приостановить, но и полностью прекратить деятельность (п. 2 ст.
1065 Гражданского кодекса РФ). В производстве по делам об административном правонарушении есть отдельный инструмент – временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу. Он может предварять назначение административного приостановления деятельности, поэтому срок такого временного запрета засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Что важно отметить, в отличие приостановления как административного наказания, по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ срок приостановления деятельности какими-либо временными рамками не ограничен. Административное приостановление деятельности конечно – максимальный срок 90 суток (ч.
2 ст. 3.12 КоАП РФ).
Помимо этого, даже при наличии угрозы причинения вреда, в иске о приостановлении деятельности может быть отказано, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст.
1065 Гражданского кодекса РФ). Об этом же высказался и Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»: при удовлетворении требования о приостановлении деятельности необходимо соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.
При назначении административного приостановления деятельности это воплощается только в недопущении применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (абз. 2 ч. 2 ст.
32.12 КоАП РФ).
Статистика по приостановлению деятельности в рамках административной ответственности небольшая – например, для судов общей юрисдикции, которые чаще всего рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, чуть более 50 случаев назначения такого наказания по всей России и за весь 2021 год согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ. При этом деятельность компаний приостанавливается и по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
Здесь официальных цифр нет, но поверхностный анализ количества дел в базах данных позволяет сделать вывод, что эти случаи также немногочисленны.
Следует отметить, что наличие такой правовой возможности подчеркивает Верховный суд РФ и в постановлениях Пленума, и в обзорах (о необходимости предъявления требования по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд указал, например, в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).
В целом, административное приостановление и приостановление деятельности – это по сути единый, но урегулированный разными нормами способ предотвратить причинение экологического и иного вреда. Именно поэтому иск по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не обусловлен наличием административного правонарушения, санкция которого предусматривает приостановление деятельности.
По этой же причине административное приостановление и требование о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть реализованы одновременно, при этом ограниченное по сроку административное приостановление может предшествовать более длительному приостановлению деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.
В общей массе дел случаи приостановления скорее служат исключением, но все же встречаются в практике, чему способствуют в том числе особые указания Верховного суда РФ.
Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
О применении приостановления деятельности в качестве административного наказания
Согласно ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) одним из видов административных наказаний является административное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Назначение этого вида наказания обусловлено в первую очередь случаями угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Назначается административное приостановление деятельности исключительно судьей и не может превышать девяносто суток, включая срок временного запрета деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12 и ч.
5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Приостановление деятельности применимо, если менее строгие виды административного наказания не могут обеспечить достижение цели административного наказания.
С целью пресечения грубых нарушений требований санитарного законодательства, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области за 2017 год направлено в суд 58 протоколов об административных правонарушениях для привлечения виновных лиц к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Судами вынесено 44 постановления об административном приостановлении деятельности: 4 объектов здравоохранения (2 стоматологических кабинета и 2 лаборатории); 12 объектов водоснабжения и по сбору отходов (колодцы, площадка для сбора отходов); 19 объектов детских и подростковых организаций (группы дошкольных учреждений, пищеблоки, музыкальный и спортивный залы, душевые, прачечные и др.); 2 предприятий пищевой промышленности; 5 объектов, осуществляющих деятельность по выпуску продукции общественного питания (кафе, цеха по изготовлению продукции); 1 объект торговли продуктами; 1 сельскохозяйственное предприятие.
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области напоминает, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции.
За неисполнение требований санитарного законодательства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность для физических и юридических лиц.
к содержанию ↑Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 3.12 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
к содержанию ↑Судебная практика по статье 3.12 КОАП.
Протокол от 12 марта 2025 г. по делу № 5-4/2024
Нейский районный суд (Костромская область) — Административные правонарушения
Протокол от 12 марта 2025 г. по делу № 5-6/2024
Нейский районный суд (Костромская область) — Административные правонарушения
Решение от 31 января 2025 г. по делу № А53-45010/2023
Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)
Постановление от 30 января 2025 г. по делу № 5-47/2024
Центральный районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) — Административные правонарушения
Постановление от 30 января 2025 г. по делу № 5-13/2024
Юргинский городской суд (Кемеровская область) — Административные правонарушения
Решение от 30 января 2025 г. по делу № А43-36238/2023
Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)
Решение от 30 января 2025 г. по делу № 12-130/2024
Московский областной суд (Московская область) — Административное
Решение от 30 января 2025 г. по делу № А59-8014/2023
Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)
Постановление от 30 января 2025 г. по делу № 5-33/2024
Воркутинский городской суд (Республика Коми) — Административные правонарушения
Следующая