Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
При каких обстоятельствах Вы можете столкнуться с необходимостью «предъявить» квартиру или дом комиссии для обследования условий проживания Ваших детей?
1. Ребенка ставят на учет в ПДН (в детскую комнату милиции, если кто не знает, что такое ПДН) либо в КДНиЗП (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).
2. Ребенок по какой-либо причине был изъят из семьи и решается вопрос о его возвращении домой либо дальнейшем пребывании в приюте/детской больнице/доме ребенка.
3. Ребенок прогуливает школу или иначе нарушает внутришкольный порядок (срывает уроки, приходит в школу в неадекватном состоянии, дерется — все эти действия при их систематичности могут повлечь за собой постановку на внутришкольный учет). В таком случае школа в лице социального педагога либо заместителя директора по внеклассной работе в целях организации профилактической работы с ребенком организует проверку ребенка по месту жительства для выяснения условий его проживания и знакомства с семьей.
4.
Проверка со стороны классного руководителя — самое безопасное и приятное среди возможных проверок, ибо включает чаепитие и спокойную беседу (при условии вменяемости родителей и положительной мотивации к обучению).
5. Ребенок передается под опеку либо усыновляется. В этом случае проверяют семью еще и органы опеки и попечительства, отдел социальной защиты населения, КДН и ЗП, иногда — ПДН и участковый уполномоченный полиции.
6.
Семья переехала в квартиру с более худшими условиями. Для чего? А вдруг дети будут ущемлены? Вдруг мама — наркоманка и сбыла квартиру в обмен на зелья? Если бояться нечего, просто обстоятельства (например, раздел квартиры после развода, разъезд с родителями и т.п.), адекватный родитель всегда откроет дверь комиссии.
7. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию или обучению детей, допускающих жестокое обращение с детьми.
8. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение родителей, отношение к родительским обязанностям.
Жалоба может быть обоснованной либо откровенной кляузой, от этого никто не застрахован. Главное — не бояться. Вам помогут, но для этого нужно наиболее полно выяснить картину событий.
Сделать это без проверки по месту жительства сложно.
9. Заявление в полицию в отношении ребенка (например, кража, драка с получением серьезного повреждения).
10. Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в совершении преступления либо приговор суда. В этом случае подросток ставится на профилактический учет.
11. Ребенок получил бытовую травму, родители обратились в больницу/травмпункт, откуда поступает обязательная телефонограмма в ПДН. Жилищные условия проверяются с целью установления случайного либо неслучайного характера повреждения.
Например, ребенок глотнул уксуса, марганцовки, упал с подоконника или, не дай Бог, выпал из окна. Всё бывает, и комиссия обязана установить причину, чтобы в дальнейшем избежать подобного.
Кто входит в состав комиссии, проверяющей жилищно-бытовые условия?
Состав комиссии варьируется, но обязательно представитель КДН и ЗП.
Помимо него Вас могут посетить:
1. Органы опеки и попечительства.
2. Инспектор по делам несовершеннолетних.
3. Участковый уполномоченный полиции (при постановке Вас или ребенка на учет в ПДН).
4. Представители Шумерлинского межмуниципального филиала по Порецкому району ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике — Чувашии .
5. Представители органов образования (как правило — заместитель директора школы по внеклассной работе, социальный педагог или классный руководитель).
В зависимости от причины проверки, она может проходить как спонтанно, без предупреждения, так и по предварительной договоренности с Вами. Без предупреждения мы обычно посещаем семьи часто употребляющие алкогольные напитки и ведущие аморальный образ жизни и явно влияющие на детей отрицательно. Такие семьи годами состоят на учете в ПДН и КДН и ЗП, наша головная боль.
Приходя в квартиры и дома, можно увидеть пирамиды из бутылок, и окурки вместо игрушек.
Думаю, о таких случаях говорить не имеет смысла, ибо цель проверки ясна.
В остальных случаях с Вами связывается инспектор ПДН/представитель той или иной инстанции и договаривается о встрече.
На что обращаем внимание при проверке?
1. Место, где ребенок спит. Если есть — комната ребенка.
2. Место для приготовления уроков.
3. Продукты питания для ребенка соответственно его возрасту.
4. Одежда на разные сезоны, игрушки (не роскошные, но чтобы были).
5. Санузел. Если в квартире маленькие дети — уберите средства бытовой химии в недоступное место для ребенка.
6. Если в квартире животные — должен быть чистый туалет/клетка/террариум, продуктов жизнедеятельности нигде быть не должно.
7. Свободный выход из квартиры и дома.
8. Для неформальских квартир и домов требования те же! Хобби родителей — это классно, но ребенок страдать не должен. Условия должны быть надлежащими.
Никто не требует от Вас перестраивать квартиру или дом, снимать плакаты и прочие предметы интерьера.
Не лезьте в бутылку, не кричите из-за двери: «Не пущу! Не ваше дело! Напишу куда либо!», а уберитесь в квартире и спокойно откройте дверь.
Изучение жилищно-бытовых условий семьи: улучшение комфорта и безопасности
Директор ГБУ КО СРЦН «Радуга»
«_____» ________________2011 г.
по оформлению акта обследования жилищно-бытовых условий
В данной инструкции представлены методические рекомендации по работе с основным инструментом оценки, применяемый ГБУ КО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» – Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи (далее – Акт).
В Акте отражается важная информация о ребенке, родителях, жилищно-бытовых условиях, наличии факторов, угрожающих жизни и здоровью ребенка, ситуации в семье и мотивации родителей. Анализ имеющейся информации дает возможность сделать вывод о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка и принять необходимые решения. Если такой угрозы нет, то на основе имеющейся информации составляется план работы по преодолению основной проблемы с указанием органов/учреждений/лиц, вовлеченных в работу с ребенком и семьей, т.е.
план индивидуальной профилактической работы.
- I.Акт оформляется в следующих случаях:
- 1. При первичном этапе работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- 2. При получении сигнала о нахождении ребенка в социально опасном положении;
- 3. При посещении семей в ходе профилактических рейдов;
- 4. По запросу.
- II.Первая страница содержит следующую информацию.
- 1. Указывается семья, адрес проживания.
- 2. Состав комиссии – Ф.И.О., название органа/учреждения и должность специалиста.
- 3. В графе «Установлено, что семья состоит из» указывается Ф.И.О. членов семьи, дата рождения, степень родства.
- 4. В графе «На момент посещения в доме находились» должно быть указано Ф.И.О. родственников, знакомых, находившихся в квартире на момент посещения.
- 5. «Жилищные условия». Указывается характеристика жилого помещения.
- 6. Ниже указывается площадь жилья.
- 7. Графа «Благоустроенность, санитарное состояние жилья». Санитарное состояние жилья характеризуется как удовлетворительное или неудовлетворительное. Неудовлетворительное санитарное состояние жилья – это нарушение санитарной нормы, которое может привести к утрате здоровья (невымытая посуда или наличие запаха в жилом помещении не оцениваются как неудовлетворительное состояние, т.к. это может быть следствием разных причин/обстоятельств).
- 8. В графе «Доход семьи составляет» указывается размер пособий, пенсий, заработной платы и других источников доходов семьи.
- 9.
- 10.
- 11.
Мнение экспертаМитрофанов Денис Романович— наличие отдельной кровати для ребенка, постельного белья, в каком состоянии они находятся. В неудовлетворительном состоянии признается спальное место, которым ребенок не может пользоваться, либо представляющее опасность для ребенка;
— наличие необходимой сезонной одежды для ребенка, чтобы находиться дома или на улице на прогулке;
— в соответствии с возрастом – наличие игрушек (погремушек, кукол, конструкторов, детской литературы) и/или школьных принадлежностей (учебников, тетрадей, ручек, карандашей);
— наличие места для игр и занятий, для школьников – наличие места для приготовления уроков.
13. В графе «Из беседы с клиентом выяснено» указывается ситуация в семье на момент посещения со слов родителей, родственников: какие изменения произошли с момента последней встречи с семьей, мотивация родителей к изменению. В данной графе указывается, что конкретно и в какие сроки готовы сделать родители, а также иная информация, характеризующая семейную ситуацию.
14. Графа «Взаимоотношения в семье, между родителями и несовершеннолетними детьми» содержит информацию о состоянии социально-психологического климата в семье, характеристику взаимоотношений между членами семьи (доброжелательные, конфликтные и т.п.), об исполнении/неисполнении родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и развитию несовершеннолетних детей.
15. В графе «Выводы комиссии» указывается категория семьи, виды помощи, в которых нуждается семья (социально-экономическая, социально-педагогическая, социально-психологическая и др.), рекомендации специалистов. В данном разделе фиксируется факт принятия необходимых мер в целях обеспечения безопасности ребенка.
16. Внизу страницы расположены подписи специалистов, принимавших участие в обследовании.
17. Каждый акт регистрируется в «Журнале регистрации актов обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи», где фиксируется порядковый номер акта и дата его присвоения.
Акт должен быть подписан в момент его оформления. Акт оформляют не менее двух специалистов. Для повышения объективности оценки предпочтительно присутствие специалистов из разных ведомств (органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения здравоохранения, образования и др.).
Оформление Акта завершается утверждением его руководителем организации, специалист которой является ответственным за проведение данного обследования.
Следующая