Трехступенчатый контроль по охране труда

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв.

Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Обязательно ли работодатель должен внедрять трехступенчатый метод контроля за состоянием охраны труда на предприятии?

к содержанию ↑

Понятие трехступенчатого контроля

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Вопрос: Необходимо ли вести 3-ступенчатый контроль на предприятии, если предприятие небольшое, штат около 230 чел., из них во вредных и опасных условиях труда работают 25 чел., имеются производственные цеха, отрасль предприятия — связь?
Посмотреть ответ

к содержанию ↑

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.
Новости по теме:   Права и обязанности военного комиссара

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

к содержанию ↑

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр.

№438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

к содержанию ↑

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать такую информацию:

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Вопрос: Обязательно ли ведение журналов трехступенчатого контроля на предприятии?
Посмотреть ответ

к содержанию ↑

Тезисно

  1. Трехступенчатый контроль по охране труда представляет собой многоуровневую систему охраны труда, состоящую из ежедневных, еженедельных и ежемесячных проверок соблюдения норм в указанной сфере руководителями всех уровней.
  2. Контроль не является обязательным для всех предприятий.
  3. Ведомственные, отраслевые нормативные документы, положения Минтруда и ТК РФ берутся за основу при утверждении ЛНА – Положения о трехступенчатом контроле в организации.
  4. В ходе контроля обязательно заполнение журнала, содержащего результаты проверки по трем уровням и мероприятия по устранению недостатков, с указанием ответственных лиц.
Новости по теме:   ПАО АКБ «АВАНГАРД»
к содержанию ↑

Регламентация работы службы внутреннего контроля: примеры оформления документов

Отдаем журнал бесплатно!

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» любой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль.

Внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания обеспечивает:

• эффективность и результативность деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

• достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

• соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль способствует достижению компанией поставленных целей. Он помогает предотвратить или выявить отклонения от установленных правил и процедур, искажения данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

• изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства компании;

• превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом компании, включая сговор персонала;

• возникновением ошибок в процессе принятия решений, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Термин «внутренний контроль» в первую очередь ассоциируется с бухгалтерским учетом, однако это не единственная сфера деятельности компании, которую охватывает внутренний контроль.

Основные объекты внутреннего контроля:

• ресурсы (материальные, трудовые, информационные, технологические и т. д.);

• непосредственно хозяйственный процесс (оборот денежных средств, производство продукции, заключение договоров с заказчиками, своевременная отгрузка продукции и др.);

• результаты деятельности компании (объемы выпущенной продукции, прибыль, рентабельность и др.).

Важно понимать, что внутренний контроль не ставит цель выявить проблемы и ошибки, чтобы определить виновного и назначить ему наказание. Цель другая — выявить проблемные зоны, чтобы устранить их и избежать ошибок.

к содержанию ↑

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала, определяют в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Можно формировать отдельные структурные подразделения, выбирать контролеров при создании соответствующей контрольной комиссии из числа сотрудников компании, привлекать внешних консультантов.

Создание специального структурного подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

Новости по теме:   Сетевые решения для бизнеса

• задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

• в силу специфики деятельности компании для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуются накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

• риски деятельности компании настолько высокие, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

• существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

Привлекать внешнего консультанта для организации или оценки внутреннего контроля целесообразно в следующих случаях:

• собственных ресурсов компании недостаточно для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

• затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля или внутреннего контролера превышают стоимость привлечения независимого консультанта (контрольной организации) для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля соответственно;

• заинтересованность руководства компании в независимости оценки внутреннего контроля.

Компания может избрать наиболее выгодный для себя вариант организации внутреннего контроля:

• сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля);

• выделить должностное лицо (или несколько лиц), которые будут отвечать за проведение внутреннего контроля.

Чтобы вменить сотрудникам или службе определенные задачи, необходимо закрепить их в соответствующем документе (например, в Положении о службе внутреннего контроля в случае организации отдельного структурного подразделения) и прописать функции в трудовых договорах/должностных инструкциях.

С принятыми локальными нормативными актами сотрудников компании необходимо ознакомить под подпись.

к содержанию ↑

СОЗДАЕМ СЛУЖБУ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим вариант создания отдельного структурного подразделения и порядок действия в таком случае.

Этап 1. Вносим изменения в штатное расписание и вводим новые штатные единицы — 2

Внесение изменений в штатное расписание осуществляется по приказу (распоряжению) руководителя компании:

Если не формируется отдельное структурное подразделение, а создается комиссия по внутреннему контролю, то в локальном нормативном акте компании достаточно прописать особенности процедуры внутреннего контроля, а затем приказом (распоряжением) руководителя компании утвердить состав комиссии.

Необходимо определить цели проведения внутреннего контроля, сроки проведения мероприятий, документы, необходимые для оформления, сроки их предоставления и т. д.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2022.

Следующая
Юридические лицаЧто такое фактический адрес и чем он отличается от юридического?

Добавить комментарий