Нужны ли реальные наказания за виртуальные угрозы
Не уступлю! Не поступлюсь! Я тебя убью! Жесткая радикализация сетевой полемики. Соревнование с минимальным уважением превратилось в эпидемию унижений. В пандемию вирус невероятной виртуальной агрессии вышел из бокса изоляции.
Доходит до черты опасных угроз, виртуального убийства другого человека. Должны ли сетевые радикалы нести реальное наказание? — на вопрос отвечают эксперты «РГ».
addricky / istockphoto
к содержанию ↑Разруха в головах. аутсайдеров
Жесткую радикализацию полемики и рост агрессии и ненависти в соцсетях многие привыкли объяснять знаменитой фразой профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, разруха в головах». «Разруха в головах», действительно, иногда в полной мере свойственна участникам сетевых дискуссий в стиле «чтоб ты сдох» или «я убью тебя, лодочник!». Однако хорошо бы, указывая на разницу в интеллектах профессора Преображенского и Шарикова, не забывать про разницу и в стартовых условиях для развития интеллекта в семьях «со средствами» и в семьях тех, кто многих благ был лишен, считает координатор Центра безопасного интернета, ведущий аналитик РОЦИТ( региональный общественный центр интернет-технологий) Урван Парфентьев.
И не у всех у нас в предках профессора Преображенские, могут быть и условные Шариковы со Швондерами, как аутсайдеры истории. Мы должны научиться сочувствовать позиции аутсайдеров, если хотим примириться, уверен Урван Парфентьев. Установка замечательная, но кто аутсайдер, например, в ситуации недавней виртуальной драки с политиком, покритиковавшим и власть, и главу оппозиции?Сам критик? Может быть, иногда в политике, и да, но уж точно не в мысли и интеллектуальной логике.
Те, кто напали на него, — аутсайдеры? Ну разве что по отставленности от официальных медийных благ, но явно не по скорости ума, пусть даже и такого, от которого всем нам «горе».
Правовые последствия угроз в интернете эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
Похоже, что соцсети, это, наоборот, место сатисфакции для аутсайдеров. Как для бывших или безосновательно претендующих на это властителей дум. В соцсетях, наоборот, многие как раз выпрыгивают из аутсайдерских позиций.
Говоришь резко, хлестко, грязно матерясь или глумясь, и вот у тебя миллионы лайков, и ты уже не аутсайдер. Соцсети — место, где утонувшие, выпавшие, отставшие вдруг оказываются на гребне волны благодаря эпатажу и слому всевозможных моральных и культурных табу. Розовые волосы, густой и непосредственный мат, дурацкие конкурсы с метанием дротиков, и все это ( иногда перемноженное на новую искренность) кончается миллионом лайков и столь же миллионными рекламными доходами.
к содержанию ↑Реальны ли виртуальные угрозы?
— Статья известного политика об известном оппозиционере во многом действительно справедливая, — говорит писатель Роман Сенчин. — Последний не такой простой человек, как его пытаются воспринять и вообразить некоторые. Он на свой манер диктатор, только оппозиции.
Может быть, ситуация его критики и не безупречная. Но в адрес критика в ответ вдруг такое понеслось! Забудешь, что «Фейсбук» был создан «для котиков» ( рассказов девушек о том, какие милые у них котики), котиков все меньше и меньше, зато политические баталии гремят только так.
Шансов перейти в серьезную дискуссию у этих «боев без правил» почти нет. Присутствие в соцсетях словно сплющивает наше восприятие, мешает видеть ситуацию объемно. » Каких-то серьезных статей мы не видим, да и скучно читать статьи в «Фейсбуке», — замечает Роман Сенчин.
— Это скорее место для коротких хлестких реплик, и они становятся все хлестче и хлестче. И даже законодательный запрет на матерные ругательства, я думаю, не остановит этот град. К сожалению».
Может быть, эти отвратительные поединки с переборами в оскорблениях все-таки пусть безобразная, но игра? «Когда кто-то кого-то вовсю поливает в интернете, трудно себе представить, что при очной встрече они подерутся, — сомневается Роман Сенчин. — Люди уходят в соцсети и активно ненавидят там друг друга, сидя в разных концах Москвы, а то и в разных городах и странах. Сложно встать и поехать с одного конца города на другой и набить оппоненту морду.
И я думаю, что при личном общении и расхотелось бы. Мордобитие творится именно в соцсетях, и оно виртуальное».
Однако ковидные времена показывают, что все не так просто. Вербальная угроза может стать и на наших глазах становится реальной, считает доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Сергей Ениколопов. » Я бы взял на себя смелость пересмотра философичности фразы Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.
«, — говорит он. — Увы, в связи с ростом виртуальной агрессии в соцсетях могу утверждать — дано». Данные, на которые опирается Сергей Ениколопов, основаны на научных исследованиях.
Согласно им, в российском массовом сознании в половине случаев (!) все сливается в один — анонимный, понимаемый как «можно все, никто не узнает» принцип. «Меня, конечно же, поспешат опровергнуть блогеры, настаивая, что сетевые высказывания «чтоб ты сдох» всего лишь «фигура речи», — говорит Сергей Ениколопов. — А ученые подчеркнут, что есть же и другая половина носителей массового сознания, которые проводят четкую грань между реальностью и виртуальностью».
Но при этом Сергей Ениколопов уверен, что на вечный вопрос русской литературы «Что делать?» сейчас надо давать предельно не литературный ответ: нужно начинать развенчивать, а то и дискредитировать социальные сети. «На данном этапе только так можно остановить рост ненависти и страхов, которые порождает Сеть», — подчеркивает он. По его мнению, в Сети сейчас происходят совсем не шуточные и не игровые вещи.
«Какой-то психически неуравновешенный человек написал в Сети угрозу, сняв тем самым свой комплекс или навязчивый страх, — объясняет эксперт. — Ему стало легче. Другой, испугавшись или поверив, его повторил.
Десятый-сотый угрозу растиражировали. Таким образом, из вседозволенности отдельных личностей формируется социальная разнузданность сетевого пространства, что и дает рост агрессии и ненависти в Сети. И тут мы должны учить каждого: «Сказал? Ответь».
Только так можно рассчитывать на то, что сетевое мышление осилит вторую часть знаменитого высказывания Тютчева: «. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать».