Как защитить ребенка от гнобления учителем: советы и рекомендации

Как можно защитить ребенка от гнобления со стороны учителя, если учитель выгоняет ее с уроков и не позволяет обедать со сверстниками, не отвечает за ее безопасность в школе, и обращение к директору не дало результата? Куда можно обратиться за помощью?

/ Родион , Москва2023-02-16Категория: Гражданское право

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

В одной провинциальной школе города N разразился настоящий скандал. Дети 13-14 лет выложили видео, как во время урока учительница подошла к мальчику с длинными волосами и остригла челку, сопровождая свои действия грубыми высказываниями в адрес ребенка.

Скандал, впрочем, быстро замяли.

Однако осадочек остался. Мол, ситуация «урегулирована», родители претензий не имеют, а в некоторых источниках даже сообщалось, что родители (законные представители) и сами «не против» стрижки отрока.

К сожалению, подобный случай не единственный! Более того, ежедневно в той или иной степени мы можем услышать истории о нарушениях этики со стороны учителей под молчаливое согласие родителей (законных представителей).

Более того, нередко взрослый человек, в свое время пострадавший от насилия со стороны, чуть ли не с гордостью рассказывает истории о том, как учителя с ним «мучились», били линейками, учебниками, ставили в угол, устраивали общественный суд.

В записках психолога найдется масса подобных примеров из жизни.

Так что же происходит в нашем обществе?

Почему нередко родители занимают позицию «несопротивления» и позволяют учителям применять насилие по отношению к детям?

Что делать, если к ребенку применяются противоправные действия?

Начнем с того, что наше общество сложное, противоречивое, имеет ряд ментальных особенностей и ограничивающих убеждений, которые прочно вошли в сознание человека.

Так, взаимодействуя со многими педагогами, я констатирую тревожный факт, что в большинстве случаев применяются «двойные стандарты» в профессиональной среде. А именно: современные учителя средней возрастной группы от 40 до 60 лет, несмотря на то, что постоянно «совершенствуют» свою квалификацию и «соответствуют» профстандартам, продолжают транслировать вредоносные реплики, обесценивать детей и родителей.

«В наше время никакой депрессии и суицидов не было! Ремень отцовский — лучшее средство против депрессии!»

«Подумаешь, нежные какие! Вот нас учителя били и ничего! Выросли!»

К сожалению, таких реплик много и именно такое обесценивание педагогических и этических принципов ведёт к искажению в образовании.

У многих учителей отсутствует понимание и осознание экологичности мышления!

Что же касается родителей, то здесь проблема также многофакторная.

Большинство семей имеет очевидные дефекты и нарушения: недостаток эмоционального тепла, попустительство, стремление переложить ответственность на учителей и детей, глубокое недопонимание с детьми, отсутствие элементарных знаний о детской и подростковой психологии и т.д. Осознанное родительство как психолого-этическая концепция ещё только на стадии своего формирования.

Исходя из своего профессионального опыта, приведу статистику, что только от 10 до 25% родителей могут включиться в экологичное взаимодействие со школой и защитить своего ребенка от травли.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Вместе с этим, учитель также нередко подвергается травле со стороны и учеников, и родителей, и коллег. Но это отдельная тема для исследования и мы обязательно вернёмся к ее освещению.

Вернёмся все же к нашей проблеме.

Травля со стороны учителей по отношению к ученикам — многогранное, многоликое явление, начиная от повышения голоса до физического (и даже в некоторых случаях — сексуального) насилия.

Признаки травли могут быть как очевидные, так и не самые очевидные.

1. Крик учителя. К сожалению , многие дети, родители и сами учителя воспринимают крик как норму. Но бывают ситуации, когда учитель повышает голос, кричит, топает ногами, запугивает и устрашает ребенка.

2. Позы и жесты, в особенности, если учитель демонстративно принимает агрессивно-угрожающую позу, возвышаясь над ребенком. Нередко учитель нарушает личные границы ребенка, толкает его, прилепляет жвачку к волосам.

3. Прилюдное разбирательство оценок, с замечаниями, оскорблениями, насмешками в адрес учеников.

4. Нарушение личных границ учеников, физическое насилие. Будь-то запрет выходить из класса (в целях наказания, объяснение новой темы, игнорирование потребности ученика), так и более очевидные признаки, например, учителя нередко рвут тетради, отбирают личные вещи и тп.

Толкание, шлепки, телесные повреждения разной степени тяжести

5. Обсуждение личных интимных вопросов с учениками. Речь не идёт об откровенных и деликатных разговорах, когда к учителю подходят девочки или мальчики и рассказывают о своих проблемах, страхах, отчаянии, влюбленности.

Мы говорим о том, что задевает учеников. Это может быть разглашение тайн, секретов, откровенно подлые выходки педагогов, направленные на подавление личности ребенка.

Поэтому многогранность травли как проблемы зачастую мешает идентифицировать ее.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

В первую очередь, необходимо вернуть доверие и создать оптимальный эмоциональный микроклимат в семье. Сфера детско-родительских отношений требует деликатного, осторожного подхода. Но родителям (законным представителям) необходимо взять ответственность за экологизацию психологического климата в семье, обратиться к семейному психологу, работать над собой и своими установками.

Осознание личных границ и уважения к ним. Уважение к личным границам начинается со стука в дверь. Многие родители, к сожалению, не придерживаются такого поведения, с лёгкостью нарушают границы, не позволяют ребенку закрывать дверь в ванную, в детскую.

Ребенок растет со стойким ощущением, что взрослым разрешено нарушать его пространство.

Поэтому только доверительные, теплые отношения с ребенком способны приносить экологичные плоды и рост личности ребенка.

Именно родителям необходимо учить ребенка защищать свои границы. Но также важно избегать гиперопеки. Необходимо соблюсти баланс, дать ребенку моральную поддержку и понимание того, что родители понимают его.

При любом случае нарушения границ требуется грамотная стратегия и тактика. И оперативное реагирование, адекватные меры поддержки, обращение к психологу (лучше всего не разовое, а обеспечение постоянного взаимодействия со специалистом, по крайней мере, до овладения навыками психологической самозащиты ), эмоциональная поддержка являются гарантами психологического здоровья и благополучия ребенка.

к содержанию ↑

Учитель против школьника: что делать, если педагог применяет психологические давление

Эмоциональное насилие учителей может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать.

Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Яблочкина, профайлер, социальный психолог, основатель и вдохновитель проекта «Управление Общением».

Анна ЯблочкинаКаково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России: «У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях. Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу. Что ни учитель, то отдельная клиника.

Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет «Дурак! Дебил!» за любое промедление в решении уравнения у доски.

Читайте также3 ужаса последнего звонка, от которых мне хочется выть: колонка мамы

На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов. О какой любви к образованию может идти речь, когда каждый поход в школу — эмоциональное насилие? Когда вашим родителям врут про вас, а родители зачастую склонны верить учителю. Верить чужому человеку с чужими тараканами, больше чем собственному ребенку, с тараканами вполне родными, как минимум по крови.

».

У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

Дети несправедливость кожей чувствуют! И тем она для них больней.

Невозможность защитить себя, отсутствие опыта, знаний о людях и жизни порождает детскую уязвимость, открывает путь агрессору. Мы помним, что эмоциональное насилие всегда держится на неопытности и некомпетентности жертвы.

Именно потому ребенок — идеальный вариант для абьюзера оттачивать мастерство и безнаказанно наслаждаться своей властью и контролем.

Но ведь так было не всегда. Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

к содержанию ↑

Почему учителя используют психологическое насилие

• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены.

Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен. • Профессия учителя стала социально незначимой.

Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься.

В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей. • Стандарты образования изменились.

Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

80% времени уходит на бумажную работу за пределами класса. Когда смотреть в глаза ученику?Да и зачем? За это не доплачивают.

к содержанию ↑

Как проявляется эмоциональное насилие педагога

  1. Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.
  2. Поддержание разобщенности и противостояния в классе.
  3. Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

Читайте такжеЧто делать родителям, если учитель придирается к ребенку?

  1. Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.
  2. Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.
  3. Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.
  4. Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

Обычно учитель применяет психологическое насилие в классе в отношении только «избранных». Рассмотрим их.

к содержанию ↑

Какие ученики оказываются в зоне риска

Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет.

Увы и ах!

В зоне риска две основные группы детей:

• Первая категория — скромные, тихие, хорошо воспитанные дети из правильных семей, где все тихо и вежливо разговаривают друг с другом, где принято поддерживать друг друга, помогать, слушать и слышать. Вот такие дети впадают в шок и ступор при эмоциональных наскоках, истериках и качелях от «спокойно» до «ураган».

Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

• Вторая категория — дети гиперактивные, энергичные, неуправляемые, еще в семье привыкшие к физическому воспитанию разными бытовыми предметами. Статус «хулиган» и «разрушитель» они приносят с собой из дома, полезных привычек и социальных навыков у них крайне мало, после себя оставляют разруху.

При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

к содержанию ↑

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя: инструкция для родителей

По мнению психологов, основная часть наших ментальных проблем родом из детства. Современные дети львиную долю своего дня проводят в школе, где им приходится коммуницировать не только со своими ровесниками, но и со взрослыми – учителями. И если с ровесниками отношения складываются небезоблачно, ребенок чаще всего может решить такую проблему своими силами, то при конфликте с учителем это довольно проблематично.

Часто родители не замечают, что над их ребенком издеваются в образовательном учреждении либо же становятся без выяснения причин на сторону преподавателя, ведь в нашем обществе принято считать, что взрослый всегда прав, тем более если это учитель. Однако это далеко не всегда так, ведь почти каждый из нас сможет припомнить не совсем радужную историю из школьного детства.

Заметить, что ребенка травят в школе, не всегда просто, ведь это далеко не всегда физические травмы или какой-то материальный урон. Но если такой факт всплывает, родитель обязательно должен встать на сторону ребенка и разобраться в проблеме.

к содержанию ↑

Как бороться с травлей со стороны учителей

Здесь сразу необходимо оговориться – бежать в школу устраивать скандал и уж тем более применять физическую силу к обидчику не стоит.

Родитель должен действовать только в рамках закона и в первую очередь, конечно, следует побеседовать с учителем и выяснить его точку зрения на проблему. Абсолютное большинство случаев травли прекращаются уже на этом этапе, поскольку преподаватель в курсе, что за его действиями следят взрослые.

Но бывает и так, что учитель полностью уверен в своей правоте и не считает, что делает что-то неправильно. В таком случае родитель имеет полное моральное и законное право направлять жалобы в компетентные органы.

к содержанию ↑

Обращение к администрации школы

Первой ступенью в борьбе с несправедливостью должна стать администрация школы, а именно ее директор или специалист, его заменяющий. Обычно администрация охотно откликается на жалобы родителей, поскольку не хочет проблем с городским Управлением образования в случае шумихи. Так что многие проблемы с учителями успешно могут разрешиться уже на этом этапе.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

При разбирательстве ребенка можно попросить перевести в другой класс либо, если к жалобе присоединятся другие дети и родители, заменить учителя.

Администрация школы, кроме того, вправе накладывать дисциплинарные взыскания на провинившегося учителя: выговор, лишение премий, увольнение.

к содержанию ↑

Жалоба в Управление образования

РОНО или УНО – следующий шаг (или это можно делать параллельно), если на уровне школы проблему решить не получается. Управление образование призвано в том числе контролировать все процессы, происходящие в школах, и должно запустить внутреннюю проверку.

В любом случае при завершении проверки родителям должны отчитаться о ее результатах и принятых мерах, а, кроме того, следует просить о том, чтобы учитель лично принес извинения перед ребенком.

к содержанию ↑

Обращение в полицию или прокуратуру

Обращаться в силовые структуры следует в следующих случаях:

  • проблему не удалось уладить ни на месте, ни через Управление образования: везде отписки, никто не хочет разбираться;
  • ребенок подвергался серьезным моральным унижениям, пострадал физически.

Для такого обращения, помимо самого заявления или жалобы, лучше всего обзавестись некоторой доказательной базой. Так, если ранее поданные жалобы не двигаются с мертвой точки, то лучше приложить копии этих обращений (при написании жалоб в администрацию школы или РОНО следует составлять их в двойном экземпляре и проставлять у секретаря входящую отметку на своем). Если речь идет о моральном и физическом насилии, то в заявлении лучше указать, что существуют свидетели такого поведения учителя, которые могут подтвердить ваши слова.

К заявлению можно приложить медицинские заключения, если они есть, файлы видеосъемки и т. д.

Пожаловаться на действия учителя, администрации школы, отделов образования можно и в Рособрнадзор, в том числе онлайн в электронной приемной.

к содержанию ↑

Как решить конфликт с учителем

Обучение ребёнка в школе не всегда проходит гладко и радостно. Нередко в школе бывают стрессы и конфликтные ситуации с учителем. После относительно свободного распорядка в детском саду дети попадают в школьную рабочую обстановку с более строгими требованиями и правилами.

Трудности наиболее вероятны в адаптационном начальном периоде обучения и в сложном подростковом возрасте.

к содержанию ↑

Красота тела: как вернуть упругость и эластичность кожи

От чего зависит упругость и красота кожи тела? Какие косметические средства помогут сделать кожу тела эластичной? Узнайте все секреты красоты из нашей статьи.

Признаки конфликта между ребёнком и педагогом

Признаки конфликта между ребёнком и педагогом

Конфликты ученика и учителя возникают по разным причинам. Часто дети чувствуют себя недооцененными, несправедливо наказанными. Строгость и требовательность учителей вызывает ответную реакцию как у впечатлительных и нервных детей, так и у излишне энергичных и непослушных.

Бывают случаи резкой антипатии учителя к ученику, проявление личных отрицательных качеств взрослого и ребёнка. Не каждый учитель отличается терпением и высоким профессионализмом. Не все дети послушны и умны.

Обычно родители узнают о конфликтной ситуации только тогда, когда их приглашают на беседу к учителю или директору. Но, если проявлять постоянное внимание к делам и учебе ребёнка, можно увидеть характерные признаки зарождающейся проблемы раньше и принять меры для ее устранения.

О школьных проблемах может сигнализировать падение интереса к учебе, нежелание идти в школу, общая нервозность ученика, неуверенность, слезливость, плохой сон. Родителей должны насторожить и низкие оценки по конкретному школьному предмету, критика учителя и пренебрежительное отношение к его предмету. Все это может стать поводом для знакомства с преподавателем.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

Записи в дневнике только от одного и того же учителя постоянно также свидетельствуют о проблемах с конкретным педагогом или по одному предмету.

к содержанию ↑

Как могут помочь родители

Прежде, чем выносить суждение и что-то делать, родителям надо разобраться в ситуации. Обязательно надо выслушать школьника, дать ему возможность высказаться, может быть, поплакать, узнать, как бы он хотел разрешить конфликт.

Важно, чтобы ребёнок был предельно откровенен при описании ситуации. Пусть он сам расскажет всю правду. Ему можно помочь формулировать мысли нейтральными вопросами: что сказал учитель? Что ты ответил?

В некоторых случаях доверительной беседы может быть достаточно. Если родители не станут сразу же бросаться на защиту ребёнка, а попробуют мягко скорректировать его поведение разумными советами, то этого может хватить для разрешения ситуации.

Разговор с ребёнком поможет, если на уроках он вступает в споры с учителем, доказывая свою правоту или большую осведомленность в каких-то вопросах. Чаще это случается в подростковом возрасте. Подросток хочет самоутвердиться, повысить свой авторитет в классе.

Ему нужно объяснить, что не стоит это делать за счет учителя. Это некорректно и может привести к новым конфликтам.

Для самоутверждения есть много других способов, о которых ребёнку надо рассказать. Это успешная учеба, достижения в спорте, победы на олимпиадах, увлечение рисованием, театром, танцами. Авторитетом пользуются дети, которые добиваются больших высот в своих любимых занятиях.

к содержанию ↑

Беседа с учителем

Беседа с учителем

Если конфликт представляется родителям более серьезным, то без разговора с учителем не обойтись. Ребёнок может сказать неправду или недосказать что-то важное. Версия педагога о конфликте может быть совершенно другой.

Поэтому нужно выслушать обе стороны.

Возможно, это будет сложный разговор, и родителям предстоит узнать много нового и неприятного о своем любимом малыше. Учителю тоже будет полезно лучше познакомиться с характером и возможностями своего ученика.

Может быть, ребёнку просто требуется больше времени на выполнение заданий, или он рассеян, пуглив и теряется при вызове к доске. Агрессивные и упрямые дети и подростки могут остро реагировать на критику в свой адрес, которая пошатнет их авторитет у одноклассников, и сознательно провоцировать слабого учителя на конфликт. Подобные ситуации потребуют действий и от учителя, и от взрослых членов семьи.

Поэтому перед походом в школу родителям следует запастись терпением, не проявлять агрессию при разговоре, показать учителю намерение сотрудничать и выработать совместную стратегию действий.

В некоторых ситуациях помогает встретиться втроем вместе с учителем и ребёнком. Так выяснятся все детали конфликта, обе стороны смогут принести извинения при необходимости, помириться.

Действовать нужно незамедлительно, не откладывая на потом. Так как учебный процесс не стоит на месте. Ребёнку будет все тяжелее общаться с учителем, с которым он поссорился.

Он будет пропускать уроки по нелюбимому предмету. Позднее может появиться отвращение к учебе, подросток может отказаться ходить в школу.

В самых трудных случаях остается кардинальное решение — сменить место учебы. Если у ребёнка в школе много друзей и расположено учебное заведение неподалеку от дома, то можно ограничиться переводом ученика в параллельный класс, где не преподает учитель, с которым не сложились отношения. Прежде чем решать этот вопрос с руководством школы, надо убедиться, что ребёнка устраивает такое решение и он готов к смене коллектива.

к содержанию ↑

Профилактика конфликтных ситуаций

Любой школьный конфликт — это стрессовая ситуация для всех его участников. Поэтому при подготовке ребёнка к школе следует уделять внимание и его психологическому состоянию. Надо настраивать будущего ученика на работу, на выполнение требований и правил, на уважительное отношение к преподавательскому составу.

Не следует при ребёнке плохо отзываться о школе, критиковать уровень преподавания, высмеивать внешний вид учителя. Не нужно делиться воспоминаниями о своих детских проказах. У детей будет сильное желание повторить проделки папы или мамы.

Серьезное отношение родителей к учебному процессу и учителям, помощь при выполнении школьных заданий повлияет на поведение и прилежание ученика.

Профилактика конфликтов должна включать и участие родителей в жизни школы. Обычно у детей вызывает гордость, если их мама или папа становится членом родительского комитета, ведет какой-либо дополнительный кружок, помогает учителю во время экскурсий и поездок. Родители должны наладить хорошие отношения с учителями, чтобы вовремя и конструктивно решать возникающие проблемы и не доводить их до стадии крупного конфликта.

От психологического состояния школьника зависит и его успеваемость, сдача итоговых экзаменов и дальнейшие перспективы учебы и работы. Поэтому важно поддерживать отношения с учителями независимо от их требований к ребёнку.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Следующая
Семейное правоВзыскание алиментов на двоих детей

Добавить комментарий