Статья 59. Служебная проверка
1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. 2.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. 3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. 5.
В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
6. Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения. 7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.
Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку. 8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. 10.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. 11. Порядок проведения служебных проверок может утверждаться нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в отношении федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации соответственно с учетом положений настоящей статьи.
к содержанию ↑Судебная практика по статье 59 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ
Решение от 9 февраля 2025 г. по делу № 2-274/2024
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) — Гражданское
Решение от 24 января 2025 г. по делу № 2-237/2024
Копейский городской суд (Челябинская область) — Гражданское
Решение от 24 января 2025 г. по делу № 2-500/2024
Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) — Гражданское
Решение от 18 января 2025 г. по делу № 2-297/2024
Рыбинский городской суд (Ярославская область) — Гражданское
Решение от 21 декабря 2023 г. по делу № 2-1008/2023
Железнодорожный районный суд г. Рязани (Рязанская область) — Гражданское
Решение от 12 декабря 2023 г. по делу № 2-93/2023
Олюторский районный суд (Камчатский край) — Гражданское
Решение от 7 декабря 2023 г. по делу № 2-5094/2023
Солнечногорский городской суд (Московская область) — Гражданское
Решение от 6 декабря 2023 г. по делу № 2-2843/2023
Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) — Гражданское
Решение от 4 декабря 2023 г. по делу № 2-5611/2023
Рыбинский городской суд (Ярославская область) — Гражданское
Решение от 28 ноября 2023 г. по делу № 2-77/2023
Олюторский районный суд (Камчатский край) — Гражданское
Информация об изменениях:
Часть 6 изменена с 22 июля 2025 г. — Федеральный закон от 22 апреля 2025 г. N 87-ФЗ
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
к содержанию ↑Права государственного гражданского служащего при проведении служебной проверки
Гражданский служащий, в отношении которого инициировано производство служебной проверки, наделяется действующим федеральным законодательством следующими правами:
- письменно и устно давать объяснения;
- представлять заявление и прочие документы;
- обжаловать действия и решения служащих, обеспечивающих производство служебной проверки представителю нанимателя, назначив ему такую проверку;
- знакомиться по итогам проверки с заключением и иными материалами по итогам проверки, если указанное право не противоречит требованиям о неразглашении охраняемой законом тайны.
Как не допустить ошибок при проведении служебных проверок госслужащих
Прежде чем применить к госслужащему дисциплинарное взыскание, проведите служебную проверку. Если нарушите порядок или не оформите результаты проверки, сотрудник сможет оспорить ее результаты. Как избежать лишних хлопот, читайте далее.
32 ближайших изменения в Налоговом кодексе — от НДС и НДФЛ до спецрежимов и проверок >>
Как применить к госслужащему дисциплинарное взыскание
1. Инициатором проверки может быть работодатель или госслужащий. Служебную проверку проводят только по решению работодателя или по письменному заявлению госслужащего (ст.
59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Третье лицо не может в судебном порядке понудить госорган ее организовать. Например, Люберецкий городской суд Московской области восемь раз признавал незаконным бездействие госслужащего.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Человек, чьи права были нарушены, обратился в госорган с заявлением о проведении служебной проверки. На такое заявление суд сообщил, что проверка назначается по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Московский городской суд с таким ответом согласился (апелляционное определение от 12.11.2018 № 33а-8596/2018).
Кроме того, судьи отмечают, что применение к госслужащему мер ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2018 № 33а-9996/2018).
2. Работодатель должен потребовать объяснения. До применения дисциплинарного взыскания проводят проверку и берут у госслужащего письменное объяснение (ст.
58 Закона № 79-ФЗ). Так работодатель дает человеку возможность изложить свою позицию относительно вменяемого ему проступка. Кроме того, сотрудник в период проверки имеет право давать и устные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы в обоснование своей позиции (определение КС от 27.06.2017 № 1276-О).
Уведомление о необходимости представить объяснение оформляют письменно. Его форма не утверждена законодательно. Однако это не отменяет необходимости письменно истребовать у госслужащего объяснения (апелляционное определение Приморского краевого суда от 09.10.2018 № 33–9814/2018).
Если сотрудник откажется давать объяснения, составляют акт.
Причем суды не примут объяснение в виде докладной записки служащего. Они считают, что докладная записка не излагает позицию относительно проступка, не объясняет причин, способствовавших ненадлежащему исполнению должностных обязанностей (апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.09.2018 № 33–133/2018).
3. Госслужащий не может участвовать в проверке, если заинтересован в ее результатах. За проведение проверки отвечает подразделение госоргана по вопросам госслужбы и кадров.
Участвуют также юристы и профсоюз. В проверке не может участвовать госслужащий, который прямо или косвенно заинтересован в ее результатах. В противном случае результаты будут недействительными (ст.
59 Закона № 79-ФЗ).
Кто войдет в комиссию по проверке, решает руководитель. Он оценивает, достаточен ли уровень знаний и опыта у членов комиссии (апелляционное определение Суда ХМАО — Югры от 29.01.2019 по делу № 33–552/2019).
4. Наличие дисциплинарного проступка устанавливают только после проверки. Назначение служебной проверки само по себе не означает факта совершения госслужащим нарушения. Дисциплинарный проступок и вина могут быть установлены лишь по ее результатам.
Следующая