Статья 59. Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. 2.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. 3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. 5.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок служебной проверки может быть продлен до 90 календарных дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

После окончания служебной проверки ее результаты сообщаются представителю нанимателя, назначившему данную служебную проверку, в форме письменного заключения. 7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Новости по теме:   Отношения между женами братьев

Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку. 8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. 10.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. 11. Порядок проведения служебных проверок может утверждаться нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в отношении федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации соответственно с учетом положений настоящей статьи.

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 59 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Решение от 9 февраля 2025 г. по делу № 2-274/2024

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) — Гражданское

Решение от 24 января 2025 г. по делу № 2-237/2024

Копейский городской суд (Челябинская область) — Гражданское

Решение от 24 января 2025 г. по делу № 2-500/2024

Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) — Гражданское

Решение от 18 января 2025 г. по делу № 2-297/2024

Рыбинский городской суд (Ярославская область) — Гражданское

Решение от 21 декабря 2023 г. по делу № 2-1008/2023

Железнодорожный районный суд г. Рязани (Рязанская область) — Гражданское

Решение от 12 декабря 2023 г. по делу № 2-93/2023

Олюторский районный суд (Камчатский край) — Гражданское

Решение от 7 декабря 2023 г. по делу № 2-5094/2023

Солнечногорский городской суд (Московская область) — Гражданское

Решение от 6 декабря 2023 г. по делу № 2-2843/2023

Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) — Гражданское

Решение от 4 декабря 2023 г. по делу № 2-5611/2023

Рыбинский городской суд (Ярославская область) — Гражданское

Решение от 28 ноября 2023 г. по делу № 2-77/2023

Олюторский районный суд (Камчатский край) — Гражданское

Новости по теме:   Еще больше госуслуг и сервисов: зачем нужна полная учетная запись на

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 22 июля 2025 г. — Федеральный закон от 22 апреля 2025 г. N 87-ФЗ

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

к содержанию ↑

Права государственного гражданского служащего при проведении служебной проверки

Гражданский служащий, в отношении которого инициировано производство служебной проверки, наделяется действующим федеральным законодательством следующими правами:

  • письменно и устно давать объяснения;
  • представлять заявление и прочие документы;
  • обжаловать действия и решения служащих, обеспечивающих производство служебной проверки представителю нанимателя, назначив ему такую проверку;
  • знакомиться по итогам проверки с заключением и иными материалами по итогам проверки, если указанное право не противоречит требованиям о неразглашении охраняемой законом тайны.
к содержанию ↑

Как не допустить ошибок при проведении служебных проверок госслужащих

Прежде чем применить к госслужащему дисциплинарное взыскание, проведите служебную проверку. Если нарушите порядок или не оформите результаты проверки, сотрудник сможет оспорить ее результаты. Как избежать лишних хлопот, читайте далее.

32 ближайших изменения в Налоговом кодексе — от НДС и НДФЛ до спецрежимов и проверок >>

Как применить к госслужащему дисциплинарное взыскание

1. Инициатором проверки может быть работодатель или госслужащий. Служебную проверку проводят только по решению работодателя или по письменному заявлению госслужащего (ст.

Мнение эксперта
Митрофанов Денис Романович

59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Третье лицо не может в судебном порядке понудить госорган ее организовать. Например, Люберецкий городской суд Московской области восемь раз признавал незаконным бездействие госслужащего.

Новости по теме:   Помогите, очень срочно нужно знать кем приходится мужу брат жены

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Человек, чьи права были нарушены, обратился в госорган с заявлением о проведении служебной проверки. На такое заявление суд сообщил, что проверка назначается по решению представителя нанимателя или письменному заявлению госслужащего. Московский городской суд с таким ответом согласился (апелляционное определение от 12.11.2018 № 33а-8596/2018).

Кроме того, судьи отмечают, что применение к госслужащему мер ответственности является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2018 № 33а-9996/2018).

2. Работодатель должен потребовать объяснения. До применения дисциплинарного взыскания проводят проверку и берут у госслужащего письменное объяснение (ст.

58 Закона № 79-ФЗ). Так работодатель дает человеку возможность изложить свою позицию относительно вменяемого ему проступка. Кроме того, сотрудник в период проверки имеет право давать и устные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы в обоснование своей позиции (определение КС от 27.06.2017 № 1276-О).

Уведомление о необходимости представить объяснение оформляют письменно. Его форма не утверждена законодательно. Однако это не отменяет необходимости письменно истребовать у госслужащего объяснения (апелляционное определение Приморского краевого суда от 09.10.2018 № 33–9814/2018).

Если сотрудник откажется давать объяснения, составляют акт.

Причем суды не примут объяснение в виде докладной записки служащего. Они считают, что докладная записка не излагает позицию относительно проступка, не объясняет причин, способствовавших ненадлежащему исполнению должностных обязанностей (апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.09.2018 № 33–133/2018).

3. Госслужащий не может участвовать в проверке, если заинтересован в ее результатах. За проведение проверки отвечает подразделение госоргана по вопросам госслужбы и кадров.

Участвуют также юристы и профсоюз. В проверке не может участвовать госслужащий, который прямо или косвенно заинтересован в ее результатах. В противном случае результаты будут недействительными (ст.

59 Закона № 79-ФЗ).

Кто войдет в комиссию по проверке, решает руководитель. Он оценивает, достаточен ли уровень знаний и опыта у членов комиссии (апелляционное определение Суда ХМАО — Югры от 29.01.2019 по делу № 33–552/2019).

4. Наличие дисциплинарного проступка устанавливают только после проверки. Назначение служебной проверки само по себе не означает факта совершения госслужащим нарушения. Дисциплинарный проступок и вина могут быть установлены лишь по ее результатам.

Следующая
Семейное правоНужно ли платить налог, если вам подарили автомобиль

Добавить комментарий