Как избежать уплаты штрафа за отсутствие детского кресла при перевозке пассажиров на личном автомобиле
Наши водители часто жалуются на высокие штрафы. Мы сверили наказания за одно из самых возмутительных нарушений — перевозку детей без кресла. Выяснилось, что в России не так уж и сурово по сравнению с некоторыми соседями.
Беларусь (от 3180 руб.)
Во многом ПДД Республики Беларусь схожи с российскими, но не в части перевозки детей. Если вы заглянете в п. 178 главы 23 «Перевозка пассажиров», то увидите другую возрастную градацию:
Дети до 5 лет — должны ездить в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка;
Дети от 5 до 12 лет — должны ездить с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
Кстати, обратите внимание вот на это любопытное уточнение:
Допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования детских удерживающих устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
За неправильную перевозку детей водителю грозит наказание по ч. 5 ст. 18.4 КоАП РБ «Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения».
По ней предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до четырех базовых величин. С января 2020 года одна базовая величина составляет 27 белорусских рублей. Следовательно, сумма штрафа составляет примерно 3180 российских рублей (по обменному курсу на момент публикации.
— Прим. ред.).
Если сотрудники белорусского ГАИ повторно выявят аналогичное нарушение при перевозке детей в течение года, то водителю грозит уже штраф в размере от двух до восьми базовых величин согласно ч. 12 ст. 18.4 КоАП РБ.
В пересчете на наши деньги это до 6372 рубля. И никаких скидок за оперативную оплату штрафа, как в России.
к содержанию ↑Казахстан (2500 руб.)
В Казахстане правила перевозки детей не такие конкретизированные, как в Беларуси. Эти нормы регулируются п.п. 37 п.
3 ст. 54 «Права и обязанности собственника и водителя механического транспортного средства» Закона РК «О дорожном движении» и подкрепляются пп. 2 п.7 ст.
22 постановления Правительства РК «Об утверждении правил дорожного движения, основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам».
Предписания существуют не первый год, однако многие жители республики продолжают перевозить детей в автомобилях без детских кресел — и это при том, что Казахстан является лидером по смертности в ДТП среди стран ЕАЭС, опережая Армению, Беларусь, Кыргызстан и Россию. Отчасти нежелание водителей покупать детские удерживающие устройства связано с тем, что в Казахстане до сих пор силен миф, что возить детей на коленях гораздо безопаснее.
Часть 1 статьи 593 Кодекса РК Об административных правонарушениях гласит: за «несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов» полагается штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Для понимания: один МРП с 1 апреля 2020 года равен 2778 тенге, или 500 российским рублям. Таким образом, сумма штрафа составляет около 2500 рублей (по обменному курсу на момент публикации. — Прим. ред.).
к содержанию ↑Латвия (1333 руб.)
Переходим к ближайшим соседям из Евросоюза. Порядок перевозки детей в легковом автомобиле отражен в пункте 19 ПДД Латвии «Перевозка пассажиров».
С 1 июня 2020 года в силу вступили поправки в Закон о дорожном движении, который определяет ответственность за административные нарушения ПДД. Вас как родителей должны заинтересовать пункты 3 и 6 статьи 79. «Нарушение правил перевозки пассажиров»:
(3) За нарушение правил использования средств безопасности, предназначенных для перевозки детей, на водителя транспортного средства налагается предупреждение или штраф в размере от шести до четырнадцати штрафных единиц (от 2666 рублей до 6220 рублей с учетом обменного курса на момент публикации. — Прим. ред.).
(6) За перевозку детей ростом не более 150 см, если:
1) ребенок находится на переднем сиденье легкового автомобиля, не пристегнут ремнем безопасности;
2) в транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, ребенок не находится в детском кресле или на подушке, установленной в соответствии с инструкциями производителя, и не пристегнут ремнем безопасности;
3) ребенок перевозится на двухколесном мопеде, мотоцикле, трехколесном велосипеде, квадроцикле или снегоходе, если ребенок не может удерживать равновесие и дотянуться до подножек или сидит на сиденье, соответствующем его возрасту и весу, на водителя налагается предупреждение или штраф в размере трех штрафных единиц (около 1333 рублей с учетом текущего обменного курса. — Прим. ред.).
к содержанию ↑Литва (от 2500 руб.)
Для литовских водителей в ПДД прописаны не только ограничения по росту перевозимого ребенка, но также по его весу. Смотрим раздел 26 ПДД «Использование ремней безопасности и другого защитного оборудования».
- 199. Дети ростом до 135 см перевозятся на легковых или грузовых автомобилях в детских удерживающих системах, адаптированных к их росту и весу в соответствии с размерным диапазоном и максимальной массой, указанными изготовителем, или в следующих группах:
- 199.1. Группа 0 — для детей с массой тела менее 10 кг;
- 199.2. Группа 0+ — для детей весом менее 13 кг;
- 199,3. I группа — для детей от 9 до 18 кг;
- 199,4. II группа — для детей от 15 до 25 кг;
- 199,5. III группа — для детей от 22 до 36 кг.
Штраф указан в статье 134 Кодекса Литовской Республики об административных правонарушениях:
Нарушение правил использования ремней безопасности, сидений соответствующей группы, адаптированных к росту и весу детей, а также мотоциклетных шлемов — налагает на водителей и/или пассажиров штраф в размере от двадцати восьми до пятидесяти семи евро (от 2506 рублей до 5101 рубля с учетом с учетом обменного курса на момент публикации. — Прим. ред.).
к содержанию ↑Эстония (от 35 800 рублей)
Штрафы за непристегнутого ребенка в Эстонии очень высокие. Причем повторное нарушение карается штрафом в двойном размере. Смотрим Закон о дорожном движении:
Статья 240. Нарушение требований по обеспечению безопасности детей
(1) Провоз водителем транспортного средства ребенка в возрасте до 16 лет, не пристегнутого надлежащим образом ремнем безопасности или иными удерживающими устройствами, – наказывается денежным штрафом в размере до 100 штрафных единиц (около 35 800 рублей по обменному курсу на момент публикации. — Прим. ред.).
(2) Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, если лицо ранее наказывалось за такое же деяние, – наказывается денежным штрафом в размере до 200 штрафных единиц (около 71 600 рублей).
Финляндия (6265 руб.)
Финским водителям, как и эстонским, не обязательно штудировать многостраничные ПДД и законы, написанные сложным юридическим языком. Достаточно зайти на сайт Liikenneturva (организация, которая занимается просвещением в области безопасности дорожного движения), где есть ответы на самые часто задаваемые вопросы по автокреслам.
Штрафы за нарушение вышеописанных правил указаны в статье 167 Закона о дорожном движении Финляндии:
Водитель и пассажир транспортного средства могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил дорожного движения в размере 70 евро (6265 рублей по обменному курсу на момент публикации. — Прим. ред.) за умышленное или небрежное пристегивание ремня безопасности во время движения.
к содержанию ↑За неправильную перевозку детей предложили отправлять машины на штрафстоянку
Удивительный и совершенно необычный законопроект внесен в Госдуму. Депутат предлагается задерживать все автомобили, в которых детей перевозят с нарушением правил. Задержание — это отправление на штрафстоянку.
Законопроект внесен в Госдуму, но вызывает много вопросов.
Перевозка ребенка без детского кресла может дорого стоить. / ASphotowed / istock
Итак, о чем речь? В законопроекте предлагается добавить к списку статей, за которые возможно задержание транспортного средства, еще и статью за нарушение правил перевозки детей. То есть, когда их возят непристегнутыми или без необходимых детских удерживающих устройств, а именно — детских кресел.
Да, действительно, количество пострадавших в авариях детей именно по этой причине растет. Многие родители, а также просто водители игнорируют требование Правил дорожного движения перевозить детей в детских креслах. Многие игнорируют правило даже их пристегивать ремнями безопасности.
Но при аварии ребенок оказывается не только не защищен, он превращается в бомбу. Так как он не зафиксирован, он просто летает по салону автомобиля, причиняя травмы остальным пассажирам.
Депутат Юрий Григорьев в пояснительной записке к своему законопроекту привел довольно яркую статистику. В 2025 году показатели аварийности с участием детей сильно выросли. «Так, произошло 17 184 ДТП с участием детей, что выше показателей 2022 года на 8,4%.
Погибло 607 детей, что выше показателей 2022 года на 11%, ранено 18 771 детей, что выше показателей 2022 года на 8,2%. 90% детей погибли из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, 66% погибших детей были пассажирами транспортных средств. В 35% случаев гибели детей до 7 лет не применялись детские удерживающие устройства», — говорится в документе.
По этой причине он предлагает для водителей, которые перевозят детей без детских удерживающих устройств, такую меру, как задержание транспортного средства.
В Госавтоинспекции тоже обеспокоены, что уровень аварийности с детьми, которых перевозили без детских кресел, растет. Но предложенный депутатом проект несколько не соответствует действительности. Дело в том, что статья, в которую он предлагает внести поправки, устанавливает такую меру, как задержание транспортного средства, для предотвращения последующего нарушения, возможно, более тяжкого.
Чтобы освободить автомобиль от задержания — достаточно устранить причину этого задержания. Например, отремонтировать тормоза, сцепное устройство в составе автопоезда. Все неисправности указаны в соответствующем перечне, утвержденном правительством.
В случае с нетрезвым водителем — достаточно посадить за руль трезвого. Если за рулем оказался водитель без прав, то достаточно посадить за руль водителя, имеющего право управления.
Но если новый закон будет принят, что делать в такой ситуации, когда ребенок без кресла? Правильно, выставить ребенка из машины — основание для задержания авто пропадет само собой. И все равно, что на улице минус 30, а до ближайшего населенного пункта более 200 километров. Кого это трогает?
Допустим, в нарушение всего и вся, машину все-таки погрузили на эвакуатор и отвезли на штрафстоянку. Будем надеяться, без ребенка. Ведь эвакуировать автомобиль с пассажиром просто запрещено.
Что должен делать автовладелец, если этот закон будет принят? Ребенка в машине нет. То есть, условий для содержания машины под стражей вроде тоже нет. Какие еще нужны доказательства о том, что причина задержания устранена? Принести на своем горбу детское кресло и сказать, что оно было, просто вовремя не было использовано?
Проблема с перевозкой детей в нарушение установленных правил есть. Но такие пути ее решения заводят в новый тупик. Причем вывернуться из него довольно сложно. Все способы приводят к нарушению прав либо автовладельцев, либо их детей.
Ребенок в машине: когда за перевозку детей выпишут штраф
Правила дорожного движения устанавливают список требований к перевозке детей. Например, ребенок до 7 лет должен ехать в автокресле, а еще детей нельзя сажать на заднее сидение мотоцикла. За нарушение этих требований выпишут штраф или лишат прав.
А оспорить наказание будет непросто, отмечают юристы. Чаще всего суды встают на сторону сотрудников ГИБДД, но есть и исключительные случаи. Собрали подборку дел, когда водители нарушили правила перевозки детей и попыталсиь оспорить наказание.
к содержанию ↑Перевозка детей: основные правила
Но часто водители эти правила нарушают. Так, за первые два месяца 2022 года только в одной Москве сотрудники ГИБДД пресекли больше 10 000 нарушений правил перевозки детей, сообщает пресс-служба ведомства. За это же время случилась 41 авария, в которой пострадали 48 детей-пассажиров.
Пятеро из них не были пристегнуты и ехали без автокресел.
Неиспользование детских автокресел и ремней безопасности — самое частое и одновременно самое опасное нарушение, считает Вячеслав Климов из Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты 26 место По выручке × А адвокат Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право 14 место По количеству юристов 20 место По выручке на юриста 24 место По выручке Профайл компании × Константин Гуревич отмечает, что у многих водителей просто нет удерживающего устройства.
Если кресло есть, а в семье несколько машин, то родители не всегда переносят кресло из одного авто в другое. Ведь это долгий и трудоемкий процесс, добавляет эксперт. Он подчеркивает, что часто сами дети не хотят садиться в автокресло и ехать на заднем сидении вдали от родителей.
Следующая