Леонид Гайдай подарил нам много замечательных комедий. "Внукам будет неинтересно", — был уверен он. Но вряд ли сейчас найдётся хоть один русский человек, который время от времени не вставляет в разговор ту или иную фразу из фильмов этого режиссёра. И всё же Гайдай совершал ошибки, одну можно назвать самой большой.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Жених с того света», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» – это далеко не полный перечень работ Леонида Гайдая.
Они пережили и автора, и время. Вот, что вспоминают о режиссёре коллеги.
Наталья Варлей
Актрисе удалось поработать с Гайдаем трижды. Первый опыт был самым масштабным. Она сыграла роль Нины в фильме «Кавказская пленница». Затем у неё были эпизоды в «Двенадцати стульях», где она исполнила роль Лизы. Кроме того, Варлей озвучивала американскую актрису, игравшую главную роль в ленте «На Дерибасовской хорошая погода».
В одном из интервью Наталья Владимировна отметила, что комедии Леонида Иовича шли по всему миру – и были понятны зрителю в любом уголке земного шара. Она сама была свидетельницей восторга одной африканской женщины, которая недавно стала мамой. Та хохотала и высоко подбрасывала малыша.
А я сидела с ней рядом и, конечно, смотрела не на экран, а на неё: поймает она младенца или нет?..
— рассказала актриса.
Она попыталась, но так и не смогла выделить какое-то одно главное событие в своей жизни, но точно уверена – без Гайдая всё сложилось бы иначе. И вряд ли когда-нибудь она испытала бы то счастье, когда на улице подходит незнакомый человек и благодарит за сыгранную роль.
Я понимаю, что это «спасибо» адресовано в первую очередь Леониду Иовичу, который, быть может, сам того не подозревая, подарил мне мою актёрскую и творческую судьбу,
— сообщила Варлей.
Яков Костюковский
Сценарист. Работал с Гайдаем над «Операцией «Ы», «Кавказской пленницей» и «Бриллиантовой рукой».
У нас была такая формула. Когда мы печатали сценарий на старенькой, может быть, ещё довоенной пишущей машинке, мы задавали друг другу один и тот же вопрос (я даже не знаю, когда и почему он возник): «А будет ли это интересно и понятно бабушке в Йошкар-Оле?»
— вспоминает автор.
Почему именно бабушке и именно из Йошкар-Олы, никто не знает. Но формула использовалась всегда.
Для нас это и был тот зритель, ради которого мы работали и отношение к которому нас объединяло. Может быть, в результате именно поэтому то, что мы тогда делали, живёт до сих пор,
— считает Костюковский.
Нина Гребешкова
Актриса. Жена Леонида Гайдая. Снялась в 10 фильмах супруга. Впервые это было ещё в 1960 году, когда режиссёр выпустил свою четвёртую полнометражную ленту «Трижды воскресший». Зритель помнит Гребешкову как жену Семёна Семёновича Горбункова в «Бриллиантовой руке», Анны Васильевны в «Не может быть!», сослуживицы Молодцова в «Не может быть!», врача психбольницы в «Кавказской пленнице».
Нина Павловна рассказывала о неизменной привычке супруга. Во время утренней прогулки с собакой он всегда подходил к киноафише и смотрел, какие фильмы сейчас показывают в Москве. Гайдай и сам ходил в кинотеатры, чтобы тихо в уголке понаблюдать за зрителями. Это продолжалось из года в год.
Десять лет прошло, двадцать лет: «Знаешь, — говорит, — смеются в тех же местах и так же громко». Это были как бы его дети, которых он не оставлял. Важно было знать в деталях — как они живут,
— отмечала актриса.
Юрий Никулин
Актёр работал с Гайдаем над семью фильмами. Их сотрудничество началось случайно. Пригласить Юрия Владимировича на роль порекомендовал Георгий Вицин. Режиссёр сразу отметил, что у Никулина «очень смешное лицо». Так артист влился в знаменитую тройку Трус, Балбес, Бывалый. Мало кто знает, но Никулин мог бы сыграть царя в «Иване Васильевиче», но испугался, что экранизацию Булгакова положат на полку.
Никулин признавался: часто задумывался над секретом огромного успеха гайдаевских комедий. Если бы фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» снимали для современного телевидения, то справились бы дня за четыре максимум. А Гайдай над короткометражкой работал целый месяц. Съёмки шли шесть дней в неделю. Было снято материала на две картины.
На комедию расход плёнки был один к трём и даже к четырём. Снимали-переснимали, искали. Материал смотрели с замиранием сердца. «Ничего не знаю, — говорил Гайдай, — но механики смеются. Если механики смеются, значит, что-то есть»,
— вспоминал Юрий Владимирович.
Самая большая ошибка Гайдая
Однажды Леонид Иович разговаривал с композитором Александром Зацепиным. Он заявил: уверен, что со временем его фильмы забудутся, так как потеряют актуальность.
К 2000 году дети наши уже вырастут, а внукам всё это будет неинтересно. Они ведь ничего этого не будут знать,
— произнёс тогда Гайдай.
Как же ошибся легендарный режиссёр!