
«Газпром» возобновил экспорт СПГ с балтийского комплекса «Портовая» — после введения санкций. Однако теперь газовозы идут самым длинным путем в Азию, увеличивая время в пути на неделю и более. Очевидно, санкционный СПГ не продается и не перегружается быстро и платить за проход через Суэцкий канал теряет смысл.
Газовоз Valera везет партию СПГ с комплекса «Портовая» и пошел в Азию самым протяженным путем. По данным АИС судов, танкер идет вокруг Африки. Этот путь увеличит маршрут с 10 тыс. миль до 13,5 тыс. миль и займет на 8−10 дней дольше, чем если бы газовоз пошел через Суэцкий канал. Весь рейс судна может составить более пяти недель.
Таким же путем в обратном направлении идет и танкер Perle, который доставил первую партию СПГ с «Портовой» в Азию уже после введения санкций США в конце февраля этого года.
Очевидно, что «Газпром» мог отстроить схему поставок санкционного СПГ азиатским потребителям, но продажи и отгрузка не идут быстро. Perle покинул Балтийское море еще в июле, но смог перегрузить СПГ на другой танкер у берегов Малайзии только в октябре.
Таким образом теряется смысл идти самым коротким путем, через Средиземное море и Суэцкий канал, за проход через который необходимо платить.
Как сообщало EADaily , балтийский среднетоннажный комплекс СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн запустили в сентябре 2022 года и в начале грузы поступали в Грецию и Турцию. В прошлом году значительная часть партий ушла в Китай и появилось направление в Испанию.
Санкции США в январе этого года к газовозам и проектам «Портовая» и «Криогаз Высоцк» в Балтийском море стали неприятным сюрпризом для «Газпрома» и «Новатэка», но серьезно не повлияют на общий экспорт российского СПГ. Общая проектная мощность двух попавших под санкции комплексов составляет 2,2 млн тонн (3 млрд кубометров). Это примерно 6−7% экспорта российского СПГ.
Президент России Владимир Путин заявлял, что санкции создают проблемы, но Россия их обойдет. Правительство страны планирует, что к 2030 году экспорт СПГ вырастет почти втрое — до 100 млн тонн.