При мыслях о сегодняшнем кино мне на ум приходит «Девочка Нина и похитители пианино» (2022). Атмосферой она похожа на добрые советские фильмы из моего детства. Главные герои ленты — ребята из соседнего двора, узнаваемые и почти родные. И сюжет строится не вокруг суперсилы, важны усилия, которые нужно затратить, чтобы создать чудеса. Эту историю можно разыгрывать самим.
Надеюсь, «Фа-Соль», который выйдет в прокат с 11 сентября, расширит список. Потому что как играть в то, где спецэффекты ярче воображения? Если раньше костюм робота Вертера можно было смастерить из фольги, а как ковер-самолет использовать тот, что лежит на полу, теперь воспроизвести хоть отдаленно что-то из кино не у каждого умельца выйдет. Вы в детстве играли во дворе в «Казаков-разбойников» и «Гусей-лебедей»? Ведь есть же такие мультфильмы! Интересно, как играть в «Фиксиков» или «Смешариков», да и делают ли это дети? Ведь в виртуальном мире воссоздавать увиденное куда легче, чем творить в реальном.
Еще есть чувство, будто если раньше снимали взрослое кино для детей, то сейчас создают детское кино для взрослых: чтобы те смогли вспомнить свое детство, чем-то отвлечь малышей и выиграть время на себя, поразиться вауэффектам технологий, которых еще не было в их юности. Говорят, семейное кино должно быть, как матрешка: содержать линии, которые тронут всех. Но порой оно превращается в неваляшку: дети взрослеют быстрее, а взрослые все не наиграются в детство. В этом плане обращение к советской классике может стать спасением: если акцент с «развлечь» сместится на «увлечь», с «поразить» на «заинтересовать», возможно, семейное и детское кино из «аттракциона» превратится в «диалог».
Впрочем, не без спецэффектов и торжественности. И, как знать, может, взрослые сумеют научиться чему-то у детей.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции