Вот уж точно все дороги ведут в Рим

Международная исследовательская группа создала новую карту Римской империи, которая расширяет древнюю дорожную сеть более чем на 100 тысяч километров. Исследователи объединили исторические записи с современными картографическими методами — протяженность римских дорог увеличилась почти вдвое.
Набор данных был опубликован в Scientific Data вместе с онлайн-платформой под названием Itiner-e, которую соавтор исследования Том Бругманс (Tom Brughmans) называет «Google Maps для римских дорог».
«Это растущий ресурс, в который сообщество продолжает добавлять информацию, чтобы он оставался лучшим источником наших знаний о том, где проходили все дороги Римской империи», — говорит Бругманс, археолог из Орхусского университета в Дании.
Бругманс надеется, что набор данных «произведет революцию в нашем понимании того, как люди, идеи и инфекционные заболевания» распространялись 2 тысячи лет назад. »
Римские карты Google
Предыдущие попытки составить карту дорожной сети Римской империи привели к созданию неполных наборов данных с низким пространственным разрешением, а также к использованию оценок местоположения дорог вместо реконструкций, основанных на фактических данных.
«Несмотря на то, что дороги являются одним из самых известных аспектов римской истории, удивительно, как много подробностей о них мы до сих пор не знаем», — говорит Кэтрин Флетчер (Catherine Fletcher), историк из Манчестерского университета Метрополитен в Великобритании.
Сначала исследователи определили римские дороги на основе предыдущих исследований, в том числе атласов, обзоров, исторических источников, археологических источников и существующих указателей. Затем они сравнили эту информацию с современными и историческими аэрофотоснимками, топографическими картами и спутниковыми снимками. Команда оцифровала каждый участок дороги с высоким пространственным разрешением, а затем объединила эти участки.
Карта включает в себя почти 300 тысяч километров дорог, существовавших примерно в 150 г. н. э., когда империя достигла максимального территориального расширения.
Более глубокий пространственный анализ позволил исследователям нанести на карту 200 тысяч километров второстепенных дорог. Объединив данные из разных источников, исследователи смогли с большей точностью нанести на карту извилистые дороги, пересекающие труднопроходимую местность, тем самым улучшив предыдущие оценки, основанные на нереалистичных прямых линиях, проходящих, например, через горные перевалы.
Набор данных также показывает, что местоположение только 3% римских дорог известно точно. Еще 7% считаются гипотетическими, поскольку они были идентифицированы, но их точное местоположение не подтверждено источниками. Остальные дороги являются предположительными и основаны на менее документированных источниках.
«Это стало для нас огромным сюрпризом и отрезвляющим осознанием», — говорит Бругманс. — Но «эта цифра в 3% — не провал, а „призыв к действию“, который даёт нам чёткое представление о том, чего мы не знаем и где искать дальше».
Как добраться до Лондиниума?
Сезар Парсеро-Убинья (César Parcero-Oubiña), археолог из Института изучения наследия Национального исследовательского совета Испании, высоко оценил цифровую карту, отметив, что «она позволяет нам приблизиться к пониманию логики строительства этих дорог, понять, почему они пролегают именно там, где пролегают».
Флетчер соглашается с этим, говоря, что проект «отлично справляется с задачей по сбору данных о римских дорогах в доступном формате, что станет огромным подспорьем для исследователей, планирующих будущие проекты, а также создаст интересный онлайн-ресурс для широкой публики».
Эта база данных — еще один шаг на пути к пониманию перемещений людей и распространения болезней тысячи лет назад. Например, можно изучить распространение таких пандемий, как Антонинова чума, и выяснить, удалось ли правительствам сдержать их последствия.
«Дороги определяли, как [пандемии] распространялись и какие последствия они имели», — говорит Бругманс.
Тем не менее авторы признают, что на их карте в настоящее время не отражены рост и изменения в римских дорогах, произошедшие с 150 г. н. э., а также то, в какой степени римляне использовали уже существующие дороги и перестраивали их. Авторы утверждают, что в настоящее время невозможно создать основанную на фактах реконструкцию изменений в дорожных системах в римский период без хронологических данных о строительстве и перестройке дорог.
Спустя столько лет ученые исследуют Рим с разных сторон — например, им удалось описать, чем пах этот древний город.